Группировка способностей

Каждая специальность в профессии требует своеобразных способностей, а специальностей – тысячи, десятки тысяч. Каковы же основные группы способностей?

Прежде всего нужно выделить относительно общие способности, необходимые для дости-жения успеха в любой деятельности.

Среди относительно специальных способностей, необходимых для достижения успеха в каком-то определенном, ограниченном круге видов деятельности, уместно выделить две крупные группы: интерсоциальные и конструктивные способности.

Интерсоциальные способности – это личные качества, которые обеспечивают успешное взаимодействие между людьми, понимание людей и эффективное воздействие на них, установление контактов, организацию совместных действий.

Конструктивные способности – это те личные качества, которые обеспечивают успех в преобразовании окружающего мира, в его улучшении (изучение и практическое преобразование природы и общества).

Оба эти вида способностей (как и другие, рассматриваемые ниже) взаимно переплетаются, и приведенное деление их достаточно условно.

Среди интерсоциальных способностей в свою очередь уместно выделить организаторские и коммуникативные.

Комплекс организаторских способностей – высокий уровень умственного развития, наб-людательность, творческое воображение и инициатива, понимание людей и способность влиять на них, решительность и твердость.

К коммуникативным способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают способность человека к согласованным действиям в коллективе (способность понять и учесть интересы других людей, способность подчинить свое поведение коллективным задачам).

Среди конструктивных способностей целесообразно выделить оперативно-исполнительские и гностические (познавательные).

Оперативно-исполнительские способности – это личные качества, которые обеспечивают энергичные, точные, четкие, быстрые, ловкие и т.п. действия по практической реализации замыслов. Об организаторских способностях мы уже говорили.

Психомоторные способности – это личные качества, обеспечивающие двигательную уме-лость. Эти способности ярко проявляются в спорте, искусстве (балет, ваяние), в таких «вечных» профессиях, как слесарь, хирург, гравер, в работе всякого мастера-умельца (вспомните рассказ Лескова о легендарном Левше, подковавшем блоху). Или пример, когда машинист экскаватора
(на стройке), вызванный в связи с возникшей небольшой аварией, быстро и ловко орудовал огромным ковшом, уверенно пронося его в нескольких миллиметрах от уже установленных витринных стекол. По сложности эта задача, по-видимому, была не ниже, чем балетное соло. Во всяком случае, когда дело было сделано, раздались аплодисменты наблюдавших за работой.
В сознательной деятельности (в труде, спорте, производственном обучении) движения всегда как бы опираются на знания, опыт, рассуждения о ходе работы. Человек как бы соединяет голову с руками, поэтому и говорят «психомоторные», а не просто «моторные» (двигательные) способ-ности. Человек с ярко выраженными психомоторными способностями – это, образно говоря, человек с «умными» руками (а если речь идет о спорте или балете, то с «умным» телом).

К гностическим (от греческого «гнозис» – пoзнание) способностям относятся те личные качества, которые обеспечивают, с одной стороны, быстрое и точное распознавание предметов, явлений (ориентировку в обстановке, в наблюдаемых фактах), а, с другой стороны, – успешное оперирование отраженными образами действительности (знаками, символами, понятиями, идеями, общими правилами или представлениями – художественными образами).

Среди гностических способностей можно выделить диагностические и креативные. Диаг-ностические способности – это те, благодаря которым человек быстро замечает, распознает важные конкретные признаки известных общих закономерностей, видов и групп явлений и по отдельным признакам делает (конструирует) общее заключение, диагноз.

Например, дежурный по станции, встречая и наблюдая поезд, замечает, в частности, особый шум и ненормалый внешний вид буксы одного из вагонов. Это позволяет принять необходимые меры и, может быть, спасти жизнь людей. Наладчик ткацких станков должен учесть множество признаков (симптомов), быстро и точно поставить правильный технический диагноз – определить причину неполадки, брака и пр. Диагнозы, строго говоря, ставит не только врач. По-гречески «диагностика» – значит способный распознавать, определять. Любой разумный работник в любом деле должен ставить своего рода диагнозы. Без этого невозможна никакая работа. Организатор должен распознавать настроение руководимого им коллектива; агроном – состояние всходов, почвы и несметное количество других обстоятельств; животновод – особенности состояния и поведения животных, качество корма и т.п. Человек, обрабатывающий какой-либо материал (металл, дерево, ткань), должен диагностировать и качество сырья, и качество инструмента, и качество продукта.

Способность ставить правильные диагнозы в той или иной области – ценнейшее профессио-нальное качество человека. Недаром говорят: «Один да зорок – не надо и сорок».

Креативные способности позволяют человеку по-новому представить виденное, придумать нечто новое, неизвестное ранее. Эти способности можно подразделить на художественные и научные. Например, у каждого человека, очевидно, когда-нибудь «текли слюнки» при стуке посуды, запахе пищи и др. Однако великий ученый физиолог И.П. Павлов нашел в этом, казалось бы, всем известном явлении нечто удивительное и новое. В самом деле, стук посуды, звук шагов человека, приносящего обычно пищу, сигналы сами по себе «несъедобные». Почему же они вызывают пищевую реакцию? В результате «неотступного думания», тщательного эксперимен-тального изучения этого явления И. П. Павлов создал теорию условно-рефлекторной деятельности нервной системы.

Согласно преданию, Исаак Ньютон удивился однажды самому обычному явлению – падению яблока. В самом деле, почему оно падает, и падает именно вниз, а не вверх? В результате тщательного изучения явлений падения тел люди узнали о законе всемирного тяготения.

Этот пример проявления высокого уровня способностей к научной работе – из прошлого.
В настоящее время научная работа становится столь же массовым занятием, как и многие другие; она находится на службе общественного управления, производства, здравоохранения. Многие сотни и тысячи научных работников изо дня в день на своих рабочих местах добывают и анализируют факты, делают выводы; поэтому можно было бы приводить неисчислимое множес-тво соответствующих примеров.

Примеры проявления художественных способностей можно также найти в бесчисленном количестве не только в области литературы, музыки, театра, архитектуры, но и в области прикладного искусства, в сфере культурного обслуживания трудящихся. Строго говоря, художественные профессии тоже становятся массовыми, и представители их обслуживают тех, кто работает у станка, водит комбайн, лечит людей и т. д.

Почти каждая профессия (специальность) требует наличия одновременно многих способ-ностей, но в разных соотношениях. Ни один из этих видов способностей сам по себе, без осталь-ных, как правило, не может обеспечить успешной деятельности.

Приведенные основные способности в различных сочетаниях могут обеспечить хорошую пригодность к самым разнообразным видам труда, профессиям, специальностям.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы