Действие и операции

Как сказано выше действие – не одномоментное явление, а процесс, протекающий во вре-мени, имеющий начало и конец. Действие начинается с осознания, обсуждения и постановки или выбора цели (что должно быть сделано). Цель может быть или поставлена ответственным предста-вителем коллектива (руководителем), или сложиться в результате самостоятельного размышления и правильной оценки обстановки. Обычно взаимодействуют то и другое. Как известно, наиболее сложные и ответственные цели принято обсуждать коллективно (на производственном совещании бригады рабочих и инженеров, консилиуме врачей, педагогическом совете, военном совете и т.д.). В процессе обучения многие цели ставит перед учащимися учитель.

При самостоятельной постановке целей необходимо бывает осознать, обсудить:

а) заслуживает ли цель того, чтобы к ней стремиться;

б) пути и средства достижения цели, способы преодоления возможных трудностей;

в) возможные последствия действий.

Если перед вами даже такая простая цель, как сделать грядку на пришкольном участке, то о многом надо подумать. Вы позаботитесь о том, чтобы иметь лопату, грабли, познакомитесь с пла-ном разметки участка, узнаете желательные размеры грядки и учтете пути удобного подхода к ней, степень затененности участка деревьями или зданиями. Возможно, вспомните о подходящей для работы обуви, одежде, головном уборе.

В результате обдумывания поставленной основной цели и способов ее достижения возникают дополнительные, как бы подготовительные цели, требующие соответствующих действий. Возни-кает представление как бы о целой лесенке (иерархии, системе) подчиненных друг другу целей, а, значит, и действий. Складывается план цепи действий. То, что до сих пор представлялось нам как одно отдельное действие, превращается в ряд более частных взаимосвязанных действий. Совокуп-ность действий, направленных на достижение сколько-нибудь отдаленной (не ближайшей) цели, будем называть операцией.

Операции могут бесконечно различаться по степени трудности, сложности, по затратам времени. Они могут быть чисто индивидуальными или быть связанными с привлечением других людей (например в тех случаях, когда работа выполняется бригадой). Они могут выполняться либо, как говорится, почти «голыми руками», либо с помощью сложной и разнообразной техники. В разговорном языке операциями называют чаще всего совокупность действий хирурга, рабочего, группы войск, группы разведчиков. Но, строго говоря, под определение операции подходит гораздо более широкий класс явлений. Возможно, большая часть нашей сознательной жизни проходит именно в планировании и осуществлении простых и сложных операций.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика трудовой деятельности личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Характеристика действия
Цели и мотивы
Ориентировка и исполнение
Понятие о действии. Виды действий
Регуляция действий и саморегуляция
Действие и операции
Условия успешного выполнения действий и операций
Усвоение действий
Общее понятие о деятельности
Основные виды деятельности
Общая характеристика познавательных процессов трудовой деятельности
Личностные ценности трудовой деятельности
О правовом регулировании трудовой деятельности
Социально–психологические особенности личности, проявляющиеся в трудовой деятельности
Психологические свойства личности
Понятие о способностях
Общие и специальные способности
Способности и задатки
Группировка способностей
Признаки уровня развития способностей
Профессиональная пригодность и индивидуальный стиль работы
Психология самопознания и самовоспитания личности в трудовой деятельности
Некоторые советы по самовоспитанию
Методы изучения личных качеств человека
Все страницы