Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда

Использование орудий, орудийного оснащения общий признак самых разных видов деятельности человека: и игры, и учения, и труда. Орудийные действия широко и разнообразно представлены у ребенка уже в дошкольном возрасте. Даже человекообразные обезьяны, как известно, используют предметы для овладения недоступной приманкой. Например, шимпанзе может подгрести палкой банан, до которого ей трудно дотянуться. Наблюдаются даже зачатки изготовления таких средств человекообразными обезьянами - составление из двух коротких палок одной длинной, если одна втыкается в другую.

Своеобразие труда как специфически человеческой деятельности состоит в том, что его орудия, средства оказываются предметом особого внимания, интереса более или менее широких общностей людей и в связи с этим очень живучи в историческом плане. Они становятся предметом культивирования и, следовательно, культуры народов.

Если иметь в виду определенного, конкретного трудящегося человека, то его деятельность с тем большим основанием может быть отнесена к труду, чем лучше он ориентирован в орудийных средствах и правилах их применения, чем лучше он владеет этими средствами, чем более творчески он к ним относится (придумывает и изготовляет свои инструменты, приспособления, дополнения к нам).

Чтобы деятельность стала трудом (той деятельностью, которая создала человека, выделив его из животного мира, и которая продолжает его ваять), недостаточно, чтобы человек взял в руки каменный топор, сварочную горелку или встал к пульту технологического комплекса. В труде предполагается и нечто незримое, недоступное простому внешнему наблюдению - знание возможностей и ограничений, вариантов применения орудий труда и, следовательно, способность делать соответствующие выборы (или знание, что существует один - единственный вариант или способ применения орудия, что мало вероятно).

Мастер своего дела не просто знает, но и любит свои инструменты, даже одухотворяет их. Существует обширный мир признаков средств труда, который может быть открыт человеку в большей или меньшей степени. В зависимости от этого его деятельность в большей или меньшей степени становится подлинным трудом, занимающим и развивающим ум, характер, чувства.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы