Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда

Рассмотрим и сравним достаточно широко известные профессии: агронома, слесаря-сбор-щика, официанта, маляра. Все они - рабочие. Но между ними очень много важных различий. Прежде всего – это различия в предмете труда.

Предмет труда агронома станет известен вам из курсов биологии, химии, физики, географии. Это - живые растительные организмы и условия их произрастания, жизни (почва, сорняки, вредители, особенности климата, погоды). Именно это агроном принимает во внимание, учитывает или преобразует, изменяет, обрабатывает.

Свойства растений и среды их произрастания разнообразны и сложны – всхожесть, жизне-способность семян культурных растений, способ размножения сорняков, их приспособляемость к неблагоприятным условиям, сроки созревания, водопроницаемость почвы, химическая реакция почвенного раствора и т.д.

Объект труда агронома изменчив. В нем происходят «сами по себе» преобразования, измене-ния по определенным законам, которые надо знать и учитывать.

Полевод должен «держать в уме» эти изменения, мысленно представлять их себе и следить за ними.

Основные результаты действий, а также и ошибки полевода обычно видны не сразу, а через некоторое время. Например, всходы появляются через недели после заделки семян в почву. Это требует особой бдительности, аккуратности при выполнении всех промежуточных действий. В живых культурных растениях, если за ними плохо ухаживать, могут почти незаметно произойти необратимые изменения (увядание, заболевание). Поэтому от агронома требуется наблюдатель-ность, своеобразная заботливость по отношению к живым объектам труда.

Предмет труда слесаря-сборщика – неживой и сам по себе практически не изменяющийся. Это или материал (металл, пластмасса и т.п.), или техническая система (прибор, механизм, машина), или ее часть. Ряд свойств объекта труда слесаря станет знаком вам на уроках физики, черчения, геометрии, труда (твердость, упругость, жесткость, хрупкость, гибкость, электропро-водность, форма, линейные и угловые размеры и т.д.). Многие свойства предмета трудно или бесполезно описывать словами или числами. Их нужно «почувствовать рукой», инструментом и хорошо помнить (например, помнить наилучшие усилия, с которыми зажимаются детали в тисках, или затягиваются гайки разных размеров, или опиливаются разные грани и т.п.). Слесарю свойственны устойчивая склонность к технике, к соответствующим практическим действиям, наблюдательность к особенностям материалов и орудий труда, техническая сообразительность.

Предмет труда официанта – человек и условия его обслуживания в кафе, ресторане. Официант совершает полезные действия, направленные на удовлетворение определенных потребностей людей. Он должен принять человека как посетителя ресторана, кафе, познакомить с меню, порекомендовать тот или иной выбор изделий, согласовать и принять заказ, а также выполнить его (подать на стол). Свойства объекта труда относятся к области личных и общественных характери-стик людей. Это – облик, поведение, манеры и вкусы посетителя, это предметы удовлетворения пищевых и эстетических потребностей, это условия удовлетворения потребности людей в общении друг с другом.

Хотя официант имеет дело с вещественным предметами – посудой, продуктами питания, тем не менее это не предметы обработки, как у слесаря, а средства обслуживания человека. Главный объект труда - человек, люди, группы с их особенностями. Знание людей и умение взаимо-действовать с ними дают разные виды общественной работы, спортивные игры, участие в художественной самодеятельности, различные формы внеклассного общения со сверстниками, младшими и старшими товарищами.

Главный предмет труда маляра - различные покрытия (краски, лаки). Из них формируется не только защитная, но и эстетическая отделка поверхностей. Покрытия не только предохраняют поверхности от старения (гниения, коррозии) или придают им прочность, водостойкость и т.п., но также придают им и художественный облик. Свойства предмета труда маляра не только физико-химические, но и эстетические, художественные. С этими свойствами вы сталкивались не только на уроках рисования, но и наблюдая изделия промышленности, отделку помещений. Маляры-специалисты ведут разделку поверхностей под ценные породы дерева, камня, выполняют художественные росписи по чертежам и эскизам. Маляр должен иметь художественный вкус и склонность практически воспроизводить видимую глазом красоту.

Итак, все охарактеризованные выше профессии относятся к группе рабочих. Но по предмету труда маляр ближе к живописцу-художнику, чем к агроному. Слесарь ближе к технику или инженеру, чем к официанту, маляру; официант ближе к организатору торговли, чем к слесарю. Различия профессий по предмету труда, таким образом, могут быть очень существенными. Не менее существенны различия и по признаку целей, орудий и условий труда. В связи с этим возникает необходимость многоярусной классификации профессий, которая будет рассмотрена далее.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы