Специальность и профессия

С каждым трудовым постом связаны не только предмет, цели труда, и профессия тради-ционно сложившиеся оснащение, оборудование, но и определенная система прав, обязанностей, норм поведения, требований к подготовке, культуре и личным качествам работника. Профессия всегда дает определенные права, возможности и предъявляет определенные требования. Вместе с правами и обязанностями тот или иной пост (должность) определяет место человека в обществе.

В целом трудовой пост характеризуется следующими компонентами (частями):

а) предмет, цели труда;

б) система технического оснащения, орудия труда (машины, инструменты, а также книги и другие средства информации);

в) система требований к подготовке и личным качествам работника;

г) система требований к поведению, служебным обязанностям (в отношении вида, количества и качества продукции, сроков исполнения заданий, бережного отношения к оснащению, коррект-ного отношения к коллегам по работе, соблюдения норм служебного поведения);

д) система прав (в отношении оплаты труда, здоровых и безопасных условий работы, возмож-ностей бесплатного повышения профессиональной квалификации, участия в управлении жизнью трудового коллектива).

Каждый такой трудовой пост со всей системой его требований к человеку можно назвать специальностью, ею надо овладеть, а для этого – учиться. Когда человек овладел специальностью, т.е. усвоил соответствующие знания и навыки, развил в себе необходимый минимум личных качеств, овладел культурой служебного поведения, говорят: «он специалист», «у него есть специальность».

Специальность – это необходимая для общества ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получить взамен приложенного (затраченного) труда необходимые средства существования и развития.

Профессия – это группа родственных специальностей, род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ. Например, нет врача универсала, есть педиатр, или стоматолог, или хирург и т.д. Все эти специальности теоретически («в уме», «мысленно») объединяются в группу, обозначаемую как профессия - «врач». Нет учителя вообще, а есть учитель математики, учитель русского языка и литературы и т.д., мысленно относимые к группе «педагогическая профессия».



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы