Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда

Труд это деятельность по обязательному заданию. Но сама по себе идея обязательности не специфична для труда. Например, обязательность соблюдения правил игры совершенно четко осознается дошкольниками. Дети придирчиво реагируют на несоответствие поведения кого-либо из участников ролевой игры правилам игрового действия. Если они играют, скажем, в «железную дорогу», то, пока «поезд идет» (дети сидят гуськом на стульчиках и пыхтят-фырчат), никто не должен выходить на «станцию». Сознание обязательности и, следовательно, мобилизация волевых усилий могут характеризовать и деятельность по реализации чисто личных, в том числе эгоистических или даже асоциальных, замыслов.

Деятельность становится трудом тогда, когда имеется не только сама идея обязательности, но и внешние формы общественной фиксации целей деятельности и общественного одобрения этих целей. Для детей, подростков носителями социально значимых целей деятельности выступают представители старших поколений (старшие члены семьи, учителя и другие организаторы деятельности), а также сверстники.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы