СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

Любой человек, основываясь на собственном опыте, отдает себе отчет в том, что он так или иначе способен воспринимать, познавать окружающий мир, различные предметы и явления. Мы слышим пение птиц, звуки музыкальных инструментов, человеческую речь, шум пролетающего самолета. Мы видим различные предметы, деревья, других людей и животных, машины и соору-жения, различаем цвет и форму предметов. Мы ощущаем аромат цветов и запах бензина и уж никак не спутаем вкусовые ощущения, получаемые от сахара и соли. Каждый человек знает, что такое размышлять над прочитанной книгой, обдумывать свои действия на завтра, соображать при решении трудной задачи. Мы можем вызвать в памяти образ знакомого человека, вспомнить учебный материал. Мы способны представить и то, что никогда в жизни не воспринимали, например тропический лес или давно вымершего мамонта, и даже вообразить то, что вообще не существует, – сказочный персонаж или фантастическую машину.

Человек не только познает окружающий мир, но и имеет свое собственное отношение к предметам или явлениям этого мира. Он не бесстрастно, холодно-рассудочно воспринимает окружающее, а переживает при этом определенные чувства: одни из предметов и явлений радуют его, доставляют ему удовольствие, к другим он равнодушен, третьи вызывают у него огорчение, а порой страх и ненависть. Хорошая книга доставляет нам наслаждение, недостойное поведение человека вызывает у нас негодование и возмущение, самоотверженный поступок – восхищение.

Человек не только воспринимает окружающий мир и как-то относится к нему, он и действует в этом мире, проявляя свою активность, принимает решения, стремится к цели, проявляет инициативу и настойчивость в преодолении трудностей, препятствий, иначе говоря, осуществляет волевую деятельность.

Наконец, каждый человек отличается чем-то от других: один особенно интересуется музыкой, другой – спортом; один проявляет способности в области математики, а другой – в области литературного творчества; один горяч, вспыльчив, несдержан, другой спокоен и невозмутим; один трудолюбив и скромен, другой ленив и высокомерен. Все это – восприятие, память, мышление, воображение, чувства и воля, проявления темперамента и характера – явления человеческой психики. А наука, изучающая психические явления, называется психологией. Психология – наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. Первое систематическое изложение психологических явлений было предпринято древнегреческим ученым Аристотелем в его трактате «О душе». Аристотеля и считают основателем психологии. С другой стороны, собственно научное экспериментальное исследование психических явлений и их закономерностей началось по сути дела с середины XIX в., а подлинно научная психология начала складываться и того позже – на рубеже XIX и XX вв.

Проявления психики человека очень многообразны. И все они существуют не изолированно друг от друга, а взаимно связаны между собой, влияют друг на друга. Связь эта не носит характера простой суммы, совокупности отдельных психических проявлений, а представляет собой единую, целостную психическую деятельность. Например, в реальной умственной деятельности младшего школьника настолько тесно взаимосвязаны восприятие, память и мышление, что их трудно отделить.

Вот вы сейчас читаете эти страницы учебника. Вы воспринимаете текст посредством зрительных ощущений. Воспринимая текст, вы его стараетесь понять, осмыслить и запомнить, для этого приходится сосредоточить на нем свое внимание, припомнить некоторые уже известные определения и факты.

Работает и ваше воображение – необходимо кое-что представить себе наглядно. Восприни-маемый материал вызывает у вас какое-то отношение к нему, которое переживается в виде определенных чувств. Для преодоления трудностей понимания вы проявляете волевые усилия. Быстрота, темп, успех вашей умственной деятельности зависят от некоторых особенностей вашей личности, таких, как активность, трудолюбие, ответственность.

Психология изучает так называемые психические процессы и психические свойства личности. Психическими процессами называются отдельные формы или виды психической деятельности. В психологии различают познавательные психические процессы, направленные на познание человеком окружающего мира. Это ощущение отдельных свойств предметов (различный цвет, различные звуки, вкусовые, обонятельные ощущения и т.д.), восприятие (предметов, вещей в совокупности их свойств), память, мышление, воображение. Различаются еще эмоциональные процессы (чувства), волевые процессы и действия. Психическими свойствами личности называются наиболее существенные и устойчивые психические особенности человека (его потребности, интересы, способности, темперамент как проявление тана нервной системы в поведении человека – активность, возбудимость и т. д., характер).

Помимо психических процессов и психических свойств личности выделяют еще и психи-ческие состояния. Психические состояния – это особая характеристика психической деятельности человека за некоторый период времени. Психические состояния вызываются внешней ситуацией, самочувствием человека, его индивидуальными особенностями и влияют на его поведение в течение этого периода (состояния утомления, рассеянности, раздражительности, активности, пассивности и т.д.).

Психика человека проявляется, формируется и развивается в его деятельности. Судить о психических процессах и о психических свойствах человека можно только наблюдая и изучая его деятельность. В этом смысле следует говорить о единстве психики и деятельности человека. Поэтому психология изучает также различные виды деятельности человека (игровую, учебную, трудовую, творческую), различные стороны деятельности (навыки, внимание как необходимое условие любой деятельности и т.д.).

Только человеку присуща высшая форма психической жизни – сознание. Сознание выра-жается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду, и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать путь и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат.

Таким образом, психология – это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Современная психология выделяет различные отрасли этой науки. Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. И одной из отраслей, которая изучает человека в трудовой деятельности, является психология труда.

Психология труда - это система психологических знаний о труде как деятельности и о трудящемся человеке.

Также в процессе исторического развития от психологии отделились такие отрасли как:

- общая психология, изучающая общие закономерности психической деятельности взрослого человека;

- возрастная психология, исследующая особенности развития психики на различных возраст-ных этапах, психические особенности детей и школьников разного возраста (эта отрасль возрастной психологии называется детской психологией);

- педагогическая психология, занимающаяся психологическими закономерностями обучения (психология обучения) и воспитания (психология воспитания) молодого поколения; социальная психология, предметом которой является психология групп и коллективов, взаимоотношения людей в них;

- космическая психология – новая отрасль психологии, изучающая психику людей в условиях космического полета;

- военная психология, имеющая дело с особенностями психической деятельности военнослу-жащих, поведения человека в условиях боя, военной обстановки;

- психология спорта, исследующая законы выработки спортивных умений и навыков, вопросы обучения и воспитания спортсменов;

- зоопсихология, изучающая психику животных.

Рассмотрим общую характеристику психологии труда - ее предмет, объект, место в системе наук.

Предметом психологии труда являются психологические компоненты, которые побуждают, направляют и регулируют ее в исполнительских действиях, а так же свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Объект психологии труда – трудовая деятельность человека.

Перед психологией труда стоят две основные задачи.

Во-первых, повышение эффективности трудовой деятельности, улучшение условий жизни, устранение аварийных ситуаций.

Во-вторых, содействие развитию человека в трудовой деятельности.

Эти задачи имеют пути решения.

Первый - технологический, состоящий в неуклонном совершенствовании орудий труда.

Второй - организационный, связанный с совершенствованием и познанием особенностей самого человека в труде, раскрытием и учетом его физиологических, биологических, социальных, психологических и других свойств.

Организация труда базируется на учете особенностей человека. Этот комплекс обозначается понятием человеческого фактора трудового процесса. Человеческий фактор – это учет особенностей человека в трудовом процессе. Поэтому трудовая деятельность изучается с позиций нескольких научных дисциплин, среди которых важное место занимает и психология труда.

Основы психологии труда формировались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии. Трудовая деятельность является общим объектом изучения для многих дисциплин, например:

Эргономика изучает оптимизацию содержания условий и средств труда, выявляет факторы повышения эффективности труда при одновременном облегчении труда, уменьшении усилий, сохранении здоровья и обеспечении развития личности человека, включает вопросы проекти-рования техники с учетом психофизиологических возможностей человека.

– Профессиональная экология приступает к изучению влияния профессиональной среды на человека, возможностей создания комфортной профессиональной среды.

Физиология труда исследует функциональные сдвиги в организме в процессе труда, разрабатывает рекомендации по организации труда в оптимальном режиме труда.

Психогигиена труда осуществляет изучение и предупреждение психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.

– Гигиена труда рассматривает санитарные условия и факторы трудового процесса, рабочего места.

– Профессиональная патология как отрасль медицины изучает профессиональные заболе-вания, а также условия труда, которые могут стать причиной профессиональных болезней.

– Трудовое право имеет своим предметом юридическое оформление трудовых отношений, формы оплаты, меры взыскания за нарушения трудовой дисциплины, трудовые конфликты.

Каждая дисциплина использует свои специфические средства, методы и знания, стремится к решению практических задач, направленных на рационализацию трудовой деятельности.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы