Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»

Зеленые листья, колеблемые ветром, обращены к солнцу. Для большинства людей это приятная среда для прогулки, отдыха. Для живописца это частый и излюбленный объект изображения. Писатель может использовать это как средство создания обстановки некоторых событий человеческой жизни, передачи своего отношения к этим событиям. Настроение, вызываемое зрелищем весенней листвы, освещенной солнцем, или, наоборот, темного леса, передают некоторые музыкальные произведения. Линии, контуры и форма листьев послужили основой для орнаментов и лепных украшений многих архитектурных сооружений, а также ассоциируются с некоторыми инженерными сооружениями.

Но если к зеленым листьям подходит человек, которого в данный момент не волнуют ни красота листвы, ни ее благотворное действие на настроение людей, то этот человек ученый-исследователь, он хочет видеть невидимое, он хочет узнать, что происходит в зеленом листе под действием солнечных лучей. Сколько ни смотри на лист, этого не узнаешь.

С чем имеет дело исследователь? Прежде всего, это система сложившихся в науке понятий, формулировок. Он должен в ней разобраться, отделить то, что непротиворечиво и согласуется с фактами, от того, что противоречиво или не соответствует фактам. Далее, он должен мысленно построить более стройную систему понятий, формулировок, разработать стратегию и тактику ее экспериментальной проверки, провести эту проверку и уточнить сложившуюся ранее систему понятий, формулировок, общих законов. Основной материал, с которым должен уметь действо-вать исследователь, это не то, что может видеть сторонний человек (не экспериментальное оборудование, не колбы, не пробирки и т.п.), а система отвлеченных понятий. С ними надо действовать, как с реальностями.

Не все люди одинаково успешно могут и любят выделять из наблюдаемых фактов общие понятия, правила, законы и оперировать, действовать с ними «в уме». Точно так же, не все люди умеют и любят ориентироваться в реальной сложной жизненно-практической обстановке или в мире художественных образов, с их неповторимым своеобразием, обилием подробностей, деталей, нюансов, не укладывающихся в общие рамки, законы, формулы. В подобных случаях не имеет смысла ставить вопрос: «А какого типа люди лучше?» Общество нуждается и в тех, и в других, каждый нужен на своем месте, при своем деле.

Научная деятельность направлена на то, чтобы, исключив случайности, детали, выявить закономерное, общее. Наука всегда в той или иной мере схематизирует, анализирует изучаемую жизнь, представляет ее в виде отвлеченных знаковых систем, теоретических моделей.

Художественная деятельность, в отличие от научной, дает представление о мире, о жизни в виде типизированных конкретных, насыщенных деталями образов. Художник (в широком смысле слова, т.е. не обязательно живописец, но и писатель, и скульптор, и актер, и музыкант и др.), как и ученый-исследователь, тоже должен уметь видеть и замечать то, что другие еще не заметили или не оценили, и показать это людям средствами своего искусства. Смотрят на мир все, но, как известно, не все все замечают, хотя думают, что замечают, все. Общественная роль науки и искусства представить людям то, что не лежит на поверхности и не для всех очевидно, «не приходит в голову».

Основные формы подготовки научных кадров осуществляются на основе высшего образования.

Виды занятий типа «Человек Художественный образ» можно, с одной стороны, подразделить по принципу исторически сложившихся и обособившихся видов художественного отображения действительности (литература, музыка, театр, кино, изобразительное искусство живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство), с другой стороны, иногда можно выделять занятия исполнительского, конструктивного (композиторского) и познавательного типа. Это деление относительно отчетливо в музыке (композитор исполни-
тель музыкальный критик искусствовед) и в области театра (драматург режиссер актер литературно-театральный критик). Вполне очевидно, что мера творческого подхода к делу, как и везде, зависит здесь не от занимаемой должности, а от личных качеств творящего. Справедлива пословица «не место человека красит, а человек место».

Подготовка высококвалифицированных работников искусства осуществляется в специальных средних и высших учебных заведениях музыкальных, театральных, художественных училищах и училищах декоративно-прикладного искусства, в консерваториях, театральных и художественных институтах, в институте кинематографии.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы