Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»

Какое представление возникает в вашем создании при слове «техника»? Чаще всего представляется какое-нибудь устройство из металла. Слово «техника» (от греческого «техне» - искусство, мастерство) употребляется в русском языке по меньшей мере в двух значениях. Техникой называют совокупность приемов, способов, навыков деятельности. Например, говорят о хорошей (виртуозной) или плохой технике музыканта, спортсмена, актера, машиниста башенного крана, хирурга и т.д. Техникой называют также материальные предметы - средства, орудия труда, приспособления и т.п. При этом чаще всего подразумевают механические орудия, машины. К технике относятся компьютер, телефон, телевизор, холодильник.

Работы типа «Человек Техника» возникают в ходе развития общества в связи с тем, что технические системы, применяемые в тех или иных областях хозяйства, становятся настолько сложными, что обслуживанием их, поддержанием их нормальной работы должны заниматься специально подготовленные люди специалисты по разным видам техники.

К группе работ «Человек-Техника» относят определенные виды практического труда.

Практическая деятельность не должна противопоставляться умственной.

Деятельность наладчика явно практическая и вместе с тем умственная, связанная с активной работой практического ума. Принято считать, что творческой деятельностью в области техники является работа конструктора, изобретателя. Да, это один из видов творческого труда (хотя не следует забывать, что творчество присуще не самой должности конструктора, а человеку, должность еще не делает человека творцом). Однако работа по поддержанию нормального функционирования сложных технических систем (работа, связанная с решением неожиданных практических задач) тоже один из видов творческого труда.

В группе профессий типа «Человек Техника» есть и много видов занятий, работ, где в основном представлено не творчество (в смысле создания чего-то нового), а воспроизведение либо заданных конкретных образцов, действий (работа на станке, швейной машине, конвейере), либо заданных условий и результатов не по конкретным образцам, а по известным, общим правилам (работа водителя транспорта, химика, оператора и т.п.). Все это может быть очень интересным, приносить человеку удовлетворение, чувство своей полезности, а значит, и собственного достоинства. Никто не производил соответствующих подсчетов, но таких профессий, вероятно, большинство. Это вполне понятно, важнейшая задача людей состоит в том, чтобы воспроизводить средства существования, элементы, предметы искусственной среды обитания (пищу, одежду, жилище, средства транспорта, связи, предметы культуры, быта и т.п.), которые требуются в непрерывно возрастающем количестве. В сфере практического труда уместно выделить гностические (диагностические) профессии, где главное содержание состоит в распознавании сигналов, качества объекта (дегустаторы, контролеры) или в оценке состояния сложных, практически необозримых систем (настройщики сложной радиоаппаратуры, работники различных испытательных стендов).

Ниже приводим некоторые сведения о путях приобретения профессий типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа».

1. Профессионально-технические училища готовят рабочих высокой квалификации по различ-ным специальностям. В эти училища принимают выпускников 9 классов и полной средней школы, пожелавших овладеть рабочим мастерством и не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья. В настоящее время многие профтехучилища дают не только профессиональную подготовку, но и общее среднее образование.

Профессиональная подготовка состоит из следующих циклов:

а) теоретическое обучение в специально оборудованных классах и кабинетах;

б) производственное (практическое) обучение в специальных учебных мастерских, цехах, на производственной базе предприятий;

в) общеобразовательная и физическая подготовка.

После окончания училища присваивается определенный квалификационный разряд и выдает-ся документ, дающий право работать по специальности.

2. Техникумы учебные заведения, готовящие специалистов со средним образованием.

Профессиональная подготовка состоит из трех циклов:

а)общеобразовательного (литература, математика, история, физика, химия, иностранный язык, обществоведение);

б) общетехнического (например, черчение, техническая механика, технология металлов, электротехника и т.п.);

в) специального (предметы, определяющие профиль подготовляемого специалиста). Большое внимание уделяется производственному обучению, направленному на приобретение квали-фикации.

Высшие технические учебные заведения - институты, университеты, высшие технические военно-учебные заведения готовят инженеров различных специальностей.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы