Профессия типа «Человек – Человек»

Первая особенность специальностей, работ этого типа заключается в том, что главное их содержание составляет взаимодействие между людьми. Если не ладится это взаимодействие, значит, не ладится работа. Например, если у руководителя не налаживаются взаимоотношения с теми людьми, которыми он руководит и которых убеждает, значит, нет самого главного в его работе.

Вторая особенность этих работ состоит в том, что они одновременно требуют от человека специальных знаний, умений, навыков в той или иной области производства, науки, техники, искусства и т.д. Если организатор руководит группой работающих людей, то он должен достаточно хорошо знать сущность выполняемой ими работы, чтобы правильно понять действия работников. Это не значит, что он должен знать все лучше, чем любой из его подчиненных. Часто это невозможно. Например, директор школы не может и не должен знать все учебные предметы так же досконально, как учитель-предметник.

Среди работ типа «Человек-Человек» можно выделить такие, где преобладает познавательная (гностическая) деятельность. Так, в работе следователя главное - дознаться, выяснить события, мотивы поступков людей и т.д. В других профессиях гностическая (познавательная) и оперативно-исполнительская деятельность тесно слиты. Руководитель производства или учитель в ходе работы могут разбираться в обстановке или принимать меры по исправлению недостатков и т.д.
В свою очередь, познавательно–функциональные профессии можно подразделить на два вида – работы по управлению людьми и работы по обслуживанию людей. Например, работа продавца обязательно требует взаимодействия с людьми, но задача здесь в том, чтобы наилучшим образом понять и удовлетворить запросы человека. В работах же по руководству, управлению основная задача – понять общие цели и направить усилия людей на их достижение. Работы по управлению можно также подразделить на две группы: в одной – в основном руководство людьми, организация их действий, в другой – в основном обучение, воспитание.

Среди работ по обслуживанию можно выделить информационное (сообщение справочных, научных, политических сведений и т.д.) и материальное обслуживание – торговое и бытовое. Работы, должности, связанные с руководством, управлением людьми, регулированием их поведения встречаются во всех областях человеческой деятельности. Отдельные примеры должностей этой группы: старшая медсестра в поликлинике, милиционер-регулировщик, бригадир слесарей, старший бухгалтер, начальник цеха, ведущий инженер, директор предприятия или учреждения, судья и т.д. Как видим, в этой группе должностей, работ по управлению, руководству имеются существенно различные их виды. Разница состоит в том, что одни работы требуют меньшей подготовки, опыта, знаний, другие - большей; одни связаны с руководством малыми группами людей, другие – большими, даже необозримыми массами; одни требуют принятия несложных решений, другие – очень сложных и ответственных, подчас определяющих судьбу многих людей. Но все же во всех этих работах есть общее – взаимодействие с людьми и именно управление ими, регулирование их поведения, и это требует того или иного развития организаторских способностей, навыков.

Особенность большинства работ, должностей, связанных с руководством большими группами людей, состоит в том, что соответствующие профессии обычно не выбирают так же свободно, как многие другие. Этих должностей люди, как правило, удостаиваются, если они этого заслужили своим успешным трудом и умелым взаимодействием с людьми. Вот почему пока нет специальных учебных заведений обычного типа, которые готовили бы только «руководителей» и в которые можно было бы поступить сразу после окончания общеобразовательной школы. Выбирая профессию, специальность, нецелесообразно ориентироваться на работу руководителя, это не должно быть самоцелью, стремящиеся к «руководительству» как таковому (стремящиеся что-нибудь возглавить, кем-нибудь командовать) раньше, чем они приобрели какую-либо конкретную специальность и внесли значительный личный вклад в то или иное дело, обычно оказываются «пустоцветами». Напротив, если человек является хорошим специалистом в какой-либо области, то рано или поздно начинают у него учиться, становятся его последователями, учениками, и он оказывается фактически организатором, руководителем коллектива.

Работы должностей группы: школьный учитель, воспитатель дошкольного учреждения, детского дома, мастер профтехучилища, спортивный тренер, преподаватель музыкальной школы, среднего или высшего специального учебного заведения.

Очевидно, что специальности этой группы также требуют двойной подготовки: с одной стороны, психолого-педагогической (как теоретической, так и практической), и с другой – специальной (относящейся к той области, которой нужно обучать). Например, спортивный
тренер – это и педагог, и спортсмен; воспитатель суворовского училища – и педагог, и военный специалист; школьный учитель – и педагог, и специалист в какой-то области знания (математика, русский язык, география, история и т.д.).

Психолого-педагогическая подготовка обязательно должна быть на уровне высшего или, в крайнем случае, среднего специального образования (университет, педагогический институт или педагогическое училище). Так же, как управление автомобилем, трактором, не может быть доверено человеку, не изучавшему технику, так и воспитание и обучение нельзя доверять человеку, не изучавшему физиологии, психологии, педагогики, обществоведения.

Для успешного выполнения работ этого типа, наряду со специальными способностями к той или иной области практики, науки или искусства и интересом к делу воспитания, нужны также педагогические способности, складывающиеся из организаторских, коммуникативных способ-ностей. Не случайно говорят, что педагог – это и автор, и режиссер, и актер.

Педагогические специальности приобретаются в учебных заведениях следующих типов:

1. Педагогические училища – средние учебные заведения, готовящие воспитателей детских садов, учителей начальных классов общеобразовательной школы. Профессиональная подготовка состоит в основном из трех циклов; а) общепедагогическая подготовка (анатомия, физиология, гигиена детей, общая и специальная психология, педагогика); б) специальная подготовка (изучение необходимых отраслей науки и методики преподавания); в) учебная педагогическая практика в детском саду, школе.

После окончания училища выдается документ (диплом), дающий право занимать соответ-ствующие должности в школе или дошкольном учреждении, а также право поступать в любое высшее учебное заведение.

2. Педагогические институты – высшие учебные заведения, готовящие учителей для средней общеобразовательной школы, педагогов и воспитателей для дошкольных учреждений, специаль-ных школ, а также готовящие логопедов (специалистов по исправлению дефектов речи).

3. Университеты – высшие учебные заведения, обеспечивающие глубокую теоретическую подготовку к научной и педагогической работе.

Очень важную роль в обществе играют представители профессий сферы обслуживания. Если в сфере материального производства создаются вещественные ценности, в сфере духовного производства – теоретические и художественные ценности, то специфической ценностью, которая создается в «сфере услуг», являются полезные действия, направленные на удовлетворение непосредственных потребностей и нужд людей.

Работники сферы обслуживания: а) доводят до потребителей результаты материального и духовного производства, организуют и обслуживают сам процесс потребления материальных и духовных благ; б) создают условия для хорошего отдыха, разумного проведения досуга.

Именно это составляет ценность и смысл труда библиотекаря, почтового работника, официанта, парикмахера, журналиста, работника радио, телевидения и многих других.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы