Профессиональная ориентация

Профессиональное развитие личности включает несколько этапов, среди которых важное место занимает процесс выбора профессии.

Процесс выбора профессии это всегда важный момент в жизни человека, и он требует определенной психологической поддержки. Такую поддержку и призвана осуществлять система профориентационной работы.

Под профориентацией понимается система мероприятий, которая подготовит человека к труду и окажет ей помощь в выборе профессии в соответствии с ее интересами, склонностями и способностями и с учетом потребностей рынка труда.

Цели профориентации выражаются в рациональном использовании труда, улучшении качест-венного состава работников; в сохранении здоровья; выявлении и развитии интересов и способностей личности, наиболее соответствующих будущей профессиональной сфере.

Профессиональное просвещение имеет своей целью выработку у учащихся знаний о мире профессий, способов и условий осуществления профессионального выбора. Выделяют две
формы профессионального просвещения: профессиональную информацию и профессиональную пропаганду.

Профессиональная информация представляет собой ознакомление молодежи с основными профессиями и специальностями. Школьникам предлагаются сведения о содержании труда, условиях среды, системе материального стимулирования, режиме труда и отдыха, перспективах развития данной профессии, формах и сроках обучения, возможностях должностного роста.

Профессиональная пропаганда имеет дело с профессиями, по которым наблюдается дефицит кадров либо ожидается расширение их подготовки в связи с увеличением производства.

Информация по профессиям должна быть:

• всесторонней. В сводке знаний о профессии необходимо обратить внимание на все стороны профессиональной жизни, особое внимание на перспективы роста в данной профессиональной сфере;

• достоверной. Сведения о профессиях должны быть получены из надежных источников, которыми могут быть печатные издания, сведения, полученные от профессионалов, данные психологического анализа деятельности и т.п.;

• объективной. Необходимо давать реальную картину профессии со всеми ее достоинствами и трудностями. Недопустимым является излишнее рекламирование тех или иных сторон, приписы-вание профессии несуществующих достоинств.

При организации профессиональной информации необходимо учитывать то обстоятельство, что привлекательность профессии воспринимается разными людьми по-разному. Профессиональ-ная консультация предполагает мероприятия по психологическому изучению человека с целью оказания ему помощи в выборе сферы профессиональной деятельности. Выделяют три основных функции профессиональной консультации:

информационную предполагающую сообщение школьнику информации о конкретных особенностях профессии, путях и способах реализации своих профессиональных планов;

диагностическую обследование состояния здоровья и степени развития психологических характеристик личности в соответствии с требованиями профессии;

коррекционную, заключающуюся в рекомендации человеку, выбирающему профессию, соответствующей сферы профессиональной деятельности и конкретных профессий в ней, а также коррекции профессиональных планов в случае рассогласования требований профессии и особенностей личности.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы