Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда

Известно и бесспорно, что способность мысленно предвидеть результат деятельности очень развита у человека. Сам факт наличия в языке формы будущего времени свидетельствует о повсед-невности явлений предвидения: «будем играть», «давай слепим цыпленочка», «ставь кубики прямо, а то упадут». Признак предвосхищения результата имеет место не только в труде, но и в игре дошколь-ника, и в спорте, и при активном отдыхе, и при противоправном, преступном деянии. Но, чтобы дея-тельность можно было назвать трудовой, ее предвосхищаемый результат должен мыслиться как цен-ный для общества. Его свойства, качества должны соответствовать идеалам, нравственным нормам.

Деятельность не может быть охарактеризована как труд в психологическом значении этого термина, если сознание позитивной общественной ценности ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности.

Например, бездумное участие в коллективном труде, пусть очень полезном, но без осознания этой полезности, «за компанию, потому что «делать нечего, здесь веселее», - это еще не трудовая деятельность, а только предпосылка к труду.

Далее, дело не просто в самом по себе сознании, понимании значения соответствующих слов, а в том, что это сознание сопряжено с побуждениями и эмоциональными переживаниями и оказывается реальным регулятором деятельности, поведения человека.

Важно отметить также, что слово «предвосхищение», указывает одновременно и на познаватель-ный (гностический), и на аффективный (связанный с эмоциональными переживаниями) компоненты представления (образа) результата деятельности. Ведь восхищение - это некоторый подъем чувств. В свою очередь, гностический компонент представления о результате деятельности складывается из предвидения собственно продукта, конечного эффекта и понимания его ценности для людей.

Таким образом, установим некоторую структуру рассматриваемого признака и будем разли-чать в нем три компонента, которые примем как относительно самостоятельные:

а) ясное знание о будущем результате деятельности;

б) четкое знание ценности (кому и насколько от него хорошо или плохо);

Следует оговориться: специфика некоторых разновидностей профессионального труда состоит в том, что результат деятельности в конкретных чертах как раз и неизвестен. Геолог- разведчик ищет месторождение нефти или газа, но еще не знает, что, где конкретно найдет и найдет ли вообще, каковы будут найденные (если повезет) запасы полезного минерала и т.д.

Аналогичные вещи можно сказать о следователе, о пожарном, об инженере-конструкторе, о слесаре-разметчике, о паркетчике (он исходит из наличного рисунка текстуры древесины), о художнике-оформителе и многих других профессионалах, в труде которых значительную роль играет именно поиск образа конечного продукта деятельности. В этих случаях знание результата есть знание тех общих требований, норм (технических, эстетических, социальных), критериев, которым должен соответствовать искомый результат.

В действительности знание о результате, то есть о том, чего пока еще нет, в любом случае включает и образные, и понятийные компоненты, соотношение которых различно в зависимости от предмета труда. Если, например, повар, кулинар придумывает новое блюдо, то знание результата включает и товароведческие критерии вкусовых достоинств пищи, выраженные в речи, и вкусовые, обонятельные образы, играющие роль своего рода внутренних, субъективных эталонов. А у химика-аппаратчика, занятого производством серной кислоты, знание о конечном результате может выступать в основном в вербальной форме в виде численно заданных требований к количеству и качеству продукта, к доле примесей и т.д.

Чтобы ярко, отчетливо представить результат своих действий, то, чего пока перед глазами нет, подрастающий человек должен иметь определенный уровень умственной воспитанности, культуры мышления, иметь запас наглядных впечатлений из соответствующей области, развитое воображение, владеть понятиями, упорядочивающими отдельные впечатления, преодолевающими клочковатость, разбросанность их, владеть мыслительными операциями анализа и синтеза и т.д. Аналогичным образом, чтобы осознать и позитивно прочувствовать ценность предполагаемого результата деятельности для общества, человек должен иметь некоторый уровень моральной воспитанности, а именно должные идеалы, убеждения, систему нравственных понятий, опыт соответствующих эмоциональных переживаний, поступков.

Необходимо создать некоторую схему для рассмотрения мысленно представляемого резуль-тата труда (включающую признаки полезности, удобства, красоты, надежности, долговечности), тогда создадим ценнейший и длительно действующий внутренний регулятор активности его как субъекта труда - решим одну из стратегических задач трудового воспитания.

Отмеченные выше обстоятельства указывают на важное место, которое занимают в трудовом воспитании такие учебные дисциплины, как литература, история. Их «производственно-трудовая повинность» оправдывается во многом уже тем, что они оказывают положительное, развивающее влияние на ум, воображение, нравственный облик, эстетический вкус подрастающего человека.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы