Понятие о типах профессий

В зависимости от особенностей главного предмета труда профессии объединяются в пять типов.

1. Предмет труда в типе профессии «человек – природа»: живые организмы, биологи-ческие, микробиологические процессы.

Примеры отдельных профессий, специальностей: агроном, биолог, зоотехник, ветеринарный врач.

2. Предмет труда в типе профессии «человек - техника»: технические системы, техни-ческие предметы, энергия.

Примеры отдельных профессий, специальностей: слесарь, токарь, монтажник конструкций, радиомеханик, инженер–технолог.

3. Предмет труда в типе профессии «человек - человек»: люди, группы, коллективы.

Примеры отдельных профессий, специальностей: официант, продавец, медсестра, препо-даватель.

4. Предмет труда в типе профессии «человек – знаковая система»: условные знаки, шифры, коды, языки, формулы.

Примеры отдельных профессий, специальностей: корректор, программист, бухгалтер, экономист, ученый–теоретик.

5. Предмет труда в типе профессии «человек – художественный образ»: художественные образы, их части, элементы, свойства.

Примеры отдельных профессий, специальностей: маляр, художник-оформитель, музыкант, композитор, писатель, живописец.

В учебной и внеурочной деятельности также можно выделить элементы предмета соответствующего труда.

1. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – природа»: лабораторные, практические работы по биологии, работа на пришкольном участке, в живом уголке, на приусадебном участке; уход за животными.

2. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек - техника»: лабораторные, практические работы по физике, химии; выполнение работ на уроках технического труда; работа в технических кружках; техническое моделирование; ремонт бытовой техники.

3. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек - человек»: разбор характеристик литературных героев, исторических личностей, разбор помыслов, поведения окружающих; выполнение работ на уроках обслуживающего труда; выполнение общественно-организаторской работы среди сверстников, шефской воспитательной работы среди младших школьников, в спортивных играх.

4. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – знаковая система»: выполнение письменных работ по разным предметам; чтение, ведение записей, выписок, дневников; коллекционирование; упорядоченное накопление и хранение разного рода сведений (вырезок из газет, выписок, карточек); перевод с одного языка на другой; выполнение вычислений, подсчетов, чертежей, схем.

5. Вид учебной и внеурочной деятельности в типе профессии «человек – художественный образ»: разбор художественных особенностей произведений литературы, искусства; выполнение заданий на уроках рисования, пения; участие в эстетическом оформлении класса, школы, домашней обстановки, личных вещей; участие в художественной самодеятельности, в соответствующих кружках, студиях.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы