Особые и экстремальные условия труда

Трудовая деятельность нередко протекает в особых, неблагоприятных и экстремальных условиях труда. Человеку приходится осуществлять работу не в стабильных, а в изменяющихся пространственных, временных, температурных и других условиях труда.

Приведем имеющееся в психологии различение особых и экстремальных условий.

Особыми называются такие условия труда, когда деятельность сопряжена с эпизоди-ческим, то есть непостоянным действием экстремальных факторов, а экстремальными условиями труда – такие условия, когда экстремальные факторы действуют постоянно. Например, деятельность космонавта, летчика всегда проходит под воздействием экстремальных факторов невесомости, перегрузок, сенсорной изоляции, потенциальной угрозы жизни. Экстремальные условия вызывают рассогласование разных систем организма и психики человека. В экстремальных условиях возникает психологическая экстремальная напряженность всех сил человека, мобилизуются резервы человека. Сверхэкстремальными называют условия, вызы-вающие патологические изменения организма, полную невозможность продолжать деятельность. В сверхэкстремальных условиях возникает сверхэкстремальная напряженность, мобилизуются «аварийные» резервы организма.

Можно различить особые, экстремальные условия труда в предметной, физической среде (неблагоприятное воздействие физических факторов, поломка техники и др.) и экстремальные условия в социальной среде (человек лишается привычного для него общественного положения, сталкивается с необходимостью освоить трудные для него новые действия, теряет работу, оказывается втянутым в конфликт и т.д.).

Деятельность человека в особых условиях анализируется с помощью таких параметров, как особенности экстремальных факторов, функциональные психические состояния и психоло-гические качества человека, показатели деятельности. Человек-работник реагирует так или иначе на особые, экстремальные условия. Психологи изучают, как человек принимает нужное решение в такой нетипичной ситуации, какие психологические качества ему нужны, какие качества мешают в экстремальной ситуации, какие негативные качества возникают заново в подобной ситуации, какими психическими процессами (мышление, эмоции и др.) характеризуется период от наступления неблагоприятных факторов до выяснения их причин и до принятия решения о необходимых действиях в дальнейшей трудовой деятельности.

Рассмотрим поочередно различные варианты особых условий труда и трудовой деятельности.

Неопределенная ситуация. В ней является неопределенным само появление события. Эти условия порой ведут к снижению функционального тонуса человека, к определенным отклонениям в его эмоциональной сфере, к неуверенности, что вызывает понижение умственных и физических возможностей человека. Человек в этих условиях должен вырабатывать устойчивость к фактору неопределенности, способность успешно действовать в условиях неполноты информации.

Ситуация с усложненными условиями. Здесь имеет место монотонный труд, длительный режим труда, информационный голод, длительное лишение сна, шум, вибрация и др. В этих условиях могут складываться негативные психические качества: у одних людей – неадекватная психическая напряженность, снижение продуктивности деятельности, у других людей, напротив, мобилизация возможностей человека. Психологи выявили разные варианты поведения людей в усложненных условиях деятельности. Для первой группы лиц высокой степени надежности характерно следующее: быстрая ориентировка и своевременные действия, переработка информации как бы автоматически в результате предшествующей сознательной выработки навыка; порой предвосхищение, необходимые двигательные действия до полного осознания ситуации. У второй группы лиц, отмечают авторы, развернут процесс оперативного мышления по анализу ситуации, выдвижение предположений о при-чинах нарушения режима, перебор вариантов. Готовый механизм действий отсутствует. Действия этих лиц также достаточно надежны. Лица третьей группы, проявляют растерянность, процесс опера-тивного мышления протекает замедленно, принятие решения отсрочено, может вести к ошибкам. Поведение человека в этих ситуациях может характеризоваться резким повышением возбуждения (например, импульсивности) или торможения, прекращением, дезорганизацией деятельности.

Ситуация с измененными условиями. Она характерна для необычных условий новой среды (подводная среда, космос) или природных катаклизмов (землетрясение и др.). Здесь на человека действуют перепады атмосферного давления, кислородное голодание и другое. Психологи показали, что здесь могут возникнуть острые психические реакции (страх, тревога), неустой-чивость психической деятельности, рассогласование работы мышления. Адаптация проходит путь от заторможенности к эйфории. Могут происходить галлюцинации, порой информационная истощаемость, приводящая к потере интереса к другому, кратковременный ступор.

Ситуация риска. Здесь человек сам преднамеренно усложняет условия деятельности, и труд порой начинает совмещаться с игрой. В труде, в учении, в военной деятельности для человека важно добиться результата с наименьшей затратой сил и средств. В игре и творческой деятельности главным становится процесс. Их участники не стремятся к простоте и легкости достижения результата, что привело бы к утрате интереса к игре, а наоборот, искусственно усложняют условия деятельности. Иногда человек в труде также преднамеренно усложняет условия вплоть до опасных, чтобы проверить свои возможности, идя порой на неоправданный риск (увеличение скорости у водителя, применение новых средств обучения у педагога и др.). Интерес к процессу в труде может приводить либо к варианту риска, либо к варианту творчества.

Ситуация с экстремальными условиями. Здесь имеют место длительные воздействия экстремальных факторов (нехватка времени, перегрузка сложными заданиями, перенасыщенность информацией, зашумленность и др.). Возникает неадекватная психическая напряженность, не контролируемая человеком, мобилизация резервных ресурсов человека. Это сопровождается ухудшением результатов трудовой деятельности. Перегрузка затрудняет самостоятельное приня-тие решения, снижает мыслительные процессы, что бывает еще вызвано и предшествующей чрезмерной автоматизацией навыков и стандартизацией мышления, затрудняющей интеллек-туальную оценку событий, решение проблемных задач.

В экстремальных ситуациях люди ведут себя по-разному. Одни люди овладевают ситуацией путем активной и рациональной организации обстоятельств. Этот стиль является результативным и щадящим, потому что сохраняет здоровье и психику человека.

Другой стиль – волевой, как опора только на свои собственные возможности, мотивы долга, дис-циплины. Этот стиль поведения может привести к расточительному, быстрому изнашиванию организ-ма, невосполнимым потерям, к невозможности «продержаться» в течение длительной деятельности.

Обучение, подготовка работника к действиям в экстремальной ситуации состоит в выработке установки на уверенный благополучный выход из экстремальной ситуации, в обучении способам нестандартного мышления, саморегуляции. В нестандартной ситуации человек выполняет ряд мыслительных действий. Вначале он расшифровывает неопределенную информацию, оценивает ее на основе сравнения с эталонной ситуацией, определяя, находится ли данная ситуация в допустимых пределах. Своевременное или запоздалое обнаружение критерия аварийной ситуации, выявление причин отклонения от нормального режима очень важны. Важно научиться начинать свою деятельность в аварийной ситуации не с исполнительных операций, а с переосмысления ситуации, с создания решения проблемной ситуации, умения осуществлять организованный информационный поиск с последовательным перебором всех элементов действий и свободный информационный поиск.

В сверхэкстремальной ситуации у человека возникают такие негативные качества, как патологические изменения состояний организма, истощение резервов. Вместе с тем могут складываться способы мобилизации скрытых ранее резервов, открывается «второе дыхание». В экстремальных условиях у человека возникают измененные психические состояния взаимодействия психических процессов, что является фактором риска, снижения надежности действий работника; эти изменения вызывают сдвиг либо в сторону активизации, либо торможения отдельных психических процессов.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы