Краткая история разделения труда в обществе

Разделение труда не всегда было и не всегда будет таким, как сегодня. Оно сложилось в ходе развития общества и продолжает изменяться. С фактами разделения труда вы встречались в курсах истории, географии. Первобытный человек, чтобы выжить в борьбе за существование, должен был уметь делать все необходимое для своей жизни - добывать пищу, изготавливать одежду, оборудовать жилище, защищаться от опасностей и врагов, объяснять причины своих успехов и неудач, предвидеть ход событий и создавать условия для успеха.

По ряду причин в человеческом обществе постепенно произошло первое крупное разделение труда. Одни люди или целые племена стали заниматься специально преимущественно скотовод-ством, другие - земледелием. Специалисты-скотоводы и специалисты-земледельцы не могли обойтись друг без друга, ибо у одних могли быть в избытке продукты скотоводства (мясо, молоко, шерсть, шкуры и т.п.), но не было или было мало продуктов земледелия (зерна, волокна, а значит и ткани и т.п.), у других же мог возникнуть избыток продуктов земледелия, но не было достаточного количества продуктов скотоводства. Таким образом возник обмен продуктами труда, ценностями. В ходе этого обмена в дальнейшем возникли некоторые промежуточные средства обмена - деньги.

Далее постепенно аналогичным же образом произошло второе крупное разделение труда - выделились ремесла, на основе которых возникла в дальнейшем промышленность. Это также было связано с взаимным обменом производственными ценностями между разными специалис-тами - ремесленниками, скотоводами, земледельцами. Деятельность по обмену стала настолько сложной и хлопотной, что отвлекала производителя ценностей от его прямого дела. В связи с этим возникло третье общественное разделение труда: выделились специалисты по обмену - торговцы, купцы.

В процессе развития человеческого общества постепенно произошло отделение производства духовных ценностей (научных, художественных) от производства материальных. Появились специалисты по общественному управлению, научному, художественному и религиозному осмысливанию жизни. Это также предполагает обмен. Например, ученые и художники должны отдавать созданные ими ценности в обмен на материальные средства существования, которые они сами не производят, но жить без которых не могут.

Было бы неправильным думать, что в обществе идет только процесс дробления, «измель-чения» видов деятельности. Там, где это необходимо, происходит и их слияние, объединение.

Например, раньше считалось нормальным, что на суднах один человек находился у штур-вала, а другой - у двигателя; теперь же, благодаря более совершенной технике, судном управляет один человек. Иногда виды труда, возникнув и просуществовав некоторое время, отмирают.

Итак, процесс разделения труда – это далеко не дробление, а развитие более совершенных и эффективных видов труда.

Таким образом, надо различать два следующих положения:

1. Разделение труда в обществе представляет собой множество обособленных видов дея-тельности.

2. Развитие разделения труда происходит не обязательно в направлении их дальнейшего обособления и дробления.



Оглавление
Общая социально-психологическая характеристика труда.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТРУДА. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Разделение труда
Краткая история разделения труда в обществе
Специальность и профессия
Классификация специальностей - карта для ориентировки в мире профессий
Предмет труда – первый классификационный признак профессии
Сравнительная характеристика профессий, различных по предмету труда
Понятие о типах профессий
Цель труда – второй классификационный признак. Классы профессий
Орудия труда – третий классификационный признак профессии. Отделы профессий
Условия труда - четвертый классификационный признак профессии. Группы профессий
Профессия типа «Человек – Человек»
Профессия типа «Человек – Техника» и «Человек – Природа»
Профессия типа «Человек - Знаковая система» и «Человек - Художественный образ»
Мотивы и волевые качества
Выработка трудовых навыков и умений
Профессиональный отбор
Профессиональная ориентация
Профессиональное консультирование
Профессиограмма
Предвосхищение общественно ценного результата – первый психологический признак труда
Сознание обязанности достижения заданного результата – второй психологический признак труда
Владение внешними и внутренними средствами деятельности - третий психологический признак труда
Ориентировка в межлюдских производственных отношениях – четвертый психологический признак труда
ОСНОВЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ПСИХОЛОГИИ ТРУДА
Особые и экстремальные условия труда
Все страницы