Трудовое воспитание

Успешное формирование личности в современной семье может осуществляться только на основе разумно организованного соединения воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Передовые представители философской и педагогической мысли видели в труде большую преобразующую силу, которая обеспечивает прогрессивное развитие как общества в целом, так и каждого человека в отдельности.

Труд - основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, его священный долг, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие детей в общественно полезном производительном труде является действенным фактором гражданского взросления, морального и интеллектуального формирования личности.

Труд – практическая производственная деятельность – оказывает благотворное влияние на физическое развитие человека. Физиологические исследования показывают, что физический труд, связанный с движениями и мускульными упражнениями, с пребыванием на свежем воздухе, укрепляет силы человека и его здоровье, повышает его жизненную энергию и умственную работоспособность. Л.Н. Толстой в свое время писал: «При усидчивой умственной работе, без движения и телесного труда сущее горе. Не походи я, не поработай я ногами и руками в течение хоть одного дня, вечером я уже никуда не гожусь: ни читать, ни писать, ни даже внимательно слушать других, голова кружится, а в глазах звезды какие-то, и ночь проводится без сна». Такую же мысль высказывал и К.Д. Ушинский: «Исключительно велико значение труда в нравственном воспитании ребенка. Многие педагоги связывали трудовую деятельность с развитием граждан-ского сознания детей, патриотических чувств и понимания своего общественного долга». Наконец, труд как фактор воспитания способствует жизненному самоопределению и правильному выбору профессии. Как ни многогранно воспитательное значение учения, оно все же связано главным образом с умственной деятельностью и, естественно, формирует интерес преимущественно к интеллектуальной работе.

Трудовое воспитание - процесс организации и стимулирования разнообразной трудовой деятельности детей и формирования у них добросовестного отношения к выполняемой работе, проявления в ней инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.

Будучи личностным качеством, трудолюбие, таким образом, включает в себя следующие структурные компоненты:

- потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;

- понимание пользы труда для общества и для себя, убеждение в его нравственной благо-творности (сознание);

- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;

- достаточно прочную волю личности.

Знание этой структуры имеет определяющее значение осмысления методических основ трудового воспитания.

В условиях семьи решаются следующие задачи трудового воспитания детей:

• формирование у детей положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни, высоких социальных мотивов трудовой деятельности;

• развитие познавательного интереса к знаниям, потребности в труде, стремление применять знания на практике;

• воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности, целеус-тремленности и предприимчивости, деловитости и честности;

• вооружение детей разнообразными трудовыми умениями и навыками, формирование основ культуры умственного и физического труда.

Содержание трудового воспитания в семье определяется названными задачами, а также возможностями и традициями семьи.

Важной задачей трудового воспитания является формирование у детей потребности в труде и бережном отношении к материальным ценностям общества и личным вещам. Только потребность создает внутреннее влечение к трудовой деятельности, побуждает учащегося бережно относиться к материальным ценностям общества, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие и бережливость.

Успешное решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры, поддержание чистоты в ванной и т.д. В лекции для родителей " Воспитание в труде" А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда детей в семье. Участие в посильной и систематической трудовой деятельности позволяет детям не только приучаться к домашнему труду и приобретать практические умения и навыки, но и постепенно осознавать свои трудовые обязанности, привыкать к бережливости. С такими детьми, естественно, легче работать и учителям.

Весьма важной стороной организации трудовой деятельности детей является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдения правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.

Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи детям в овладении более рациональными способами его выполнения. Родителям надо быть внимательным и следить, кто из детей как работает, где испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание нужно обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать детей об осторожности в обращении с орудиями труда.

Для воспитания добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимули-рование трудовой активности детей, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Но вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности детей играет сама форма организации груда. Можно просто поручить ребенку убрать в своей комнате, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, переехать игрушкам на новое место - и работа пойдет веселее.

Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию детского труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и представляли собой определенные черты свежести, а иной раз и романтики.

Важным компонентом семейного воспитания является формирование у детей экологической культуры. Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир. Вопрос о том, как должен относиться человек к окружающей среде, в равной мере встал перед каждым жителем планеты. В современной науке понятие «экология» характеризуется единством биологического, социального, экономического, технического, гигиенического факторов жизни людей. На этом основании правомерно выделение социальной, технической, медицинской экологии, рассматривающих поведение человека в природе.

Цель формирования экологической культуры - воспитание у детей ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно при условии целенаправленной систематической работы семьи по формированию у детей системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природных экологических ценностных ориентаций, норм и правил в отношении к природе, умений и навыков по ее изучению и охране.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка
Принципы воспитания в семье
Основные требования в семейном воспитании
Традиции семейного воспитания
Семейные ценности
Семья как фактор воспитания личности ребенка
Методы и приемы воспитания в семье
Отец и мать как воспитатели
Воспитательные функции родителей
Авторитет родителей
Особенности воспитательного воздействия родительского примера
Основные направления семейного воспитания
Нравственное воспитание
Патриотическое воспитание
Гуманистическое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Этнокультурное воспитание
Трудовое воспитание
Воспитание дисциплинированности
Интеллектуальное развитие ребенка
Все страницы