Патриотическое воспитание

Существенной частью семейного воспитания является формирование у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родине, другим нациям и народам. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к родине, появляется чувство ответ-ственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Патриотизм - нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности своей родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, в потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

Многие мыслители и педагоги прошлого глубоко раскрывали роль патриотизма в развитии и формировании личности. А.Н. Радищев указывал на нравственно-очищающее влияние патрио-тизма на личность, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины: «Не все, рожденные в отечестве, достойны величественного наименования сына Отечества (патриота)... Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же... Преодолевая все преграды, неутомимо стремится к сохранению чести, дает добрые советы и наставления. Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия... И если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью...»

Русский критик-демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общественного сообщества: «Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средство: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родо-выми наклонностями».

Впервые слово патриот стало употребляться в период французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: "Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник". "Патриот,- говорится в другом словаре, – человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины".

В данных определениях акцент делается главным образом на различных отношениях личности к родине. Но эти отношения нельзя свести только к нравственным чувствам. Они имеют более широкий смысл и включают в себя соответствующую потребностно-мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение, которые, будучи закрепленными, в своей совокупности и характеризуют патриотизм как моральное качество.

Не менее сложным является и понятие культуры межнациональных отношений. Здесь прежде всего нужно иметь в виду, что в лексическом значении слово культура обозначает "высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение".

Культура межнациональных отношений - высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных экономических и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям народов.

Приведенные суждения позволяют более детально уяснить содержание патриотизма и культуры межнациональных отношений. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, силы и способности расцвету родины.

Для воспитания и формирования у детей патриотизма и культуры межнациональных отношений необходимо знать не только их сущность и содержание, но и те внутренние, или, как иногда их называют, психологические структурные компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители этих нравственных качеств. Как и в других моральных качествах, в патриотизме и культуре межнациональных отношений можно выделить следующие из этих компонентов: потребностно-мотивационный, интеллектуально-чувственный, поведенческий и волевой, развитие которых требует специфической методики воспитательной работы. Какой же она должна быть?

Важную роль в процессе воспитания патриотизма и культуры межнациональных отношений играет формирование и развитие у детей потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами. Проблема эта не простая. Потребности, как известно, возникают у человека тогда, когда он под влиянием внешних или внутренних побуждений переживает противоречия между тем, какой он есть и каким ему надлежит быть, между достигнутым и необходимым уровнем личностного развития.

Следовательно, когда речь идет о формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений, то суть воспитательной работы в данном случае должна состоять в том, чтобы создавать такие педагогические условия, которые реально способствовали бы возбуждению у детей этих внутренних противоречий и побуждали бы их к развитию у себя указанных качеств. Для этих целей родители используют самые разнообразные формы и приемы работы. Важную роль здесь играет изучение государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран, истории родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует знакомство с произведе-ниями зарубежных авторов, раскрывающих историю и культуру стран, традиции и обычаи народов этих стран. Воспитание предполагает формирование у детей знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы в семье достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Использованные родителями формы и приемы должны вызывать у детей положительные эмоции и переживания, побуждать их к активному участию в познавательной и практической деятельности и способствовали развитию патриотизма и культуры межнациональных отношений.

Важная задача семейного воспитания - обогащение детей знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы эта работа была педагогически эффективной, она должна быть содержательной, характеризоваться высокой эмоциональностью и иметь опреде-ленную внутреннюю логику.

Прежде всего нужно формировать у детей знания о родном крае и чувство привязанности к тем местам, где они родились и выросли и с которыми у них связаны яркие эмоциональные переживания. Именно это положение имел в виду Л.Н. Толстой, когда отмечал: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Об этом, только в иной форме, писал уже в наше время широко известный русский писатель Л.М. Леонов: «Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь».

Весьма существенным методическим приемом в данном случае является обращение к произведениям известных писателей и поэтов, которые в змоционально-яркой форме выражали это чувство.

Представления и чувство привязанности к родным местам расширяются и углубляются в процессе познания природы родного края, ее красоты и неповторимости. Изучение родного края должно занимать важное место в семейном воспитании. Для этого используются экскурсии, туристические походы по родному краю и т.д.

Большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык. При формировании у детей патриотических чувств большое место должна занимать ознакомительная работа с культурным наследием русского народа и его вкладом в духовное развитие общества.

Устойчивость и степень зрелости нравственного сознания достигается только тогда, когда знания детей в области патриотизма и культуры межнациональных отношений будут эмоцио-нально пережиты и приобретут форму глубоких личных взглядов и убеждений.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка
Принципы воспитания в семье
Основные требования в семейном воспитании
Традиции семейного воспитания
Семейные ценности
Семья как фактор воспитания личности ребенка
Методы и приемы воспитания в семье
Отец и мать как воспитатели
Воспитательные функции родителей
Авторитет родителей
Особенности воспитательного воздействия родительского примера
Основные направления семейного воспитания
Нравственное воспитание
Патриотическое воспитание
Гуманистическое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Этнокультурное воспитание
Трудовое воспитание
Воспитание дисциплинированности
Интеллектуальное развитие ребенка
Все страницы