Основные направления семейного воспитания

Идеал воспитания - разностороннее воспитание детей, которое осуществляется как в семье, так и в общественных образовательных учреждениях. Но каждый из этих социальных институтов обладает определенными преимуществами в воспитании у детей тех или иных свойств, качеств личности, формировании способов поведения и деятельности. Семья, будучи первой воспита-тельной средой в жизни ребенка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением личностью системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и творческой деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития.

А.С. Макаренко разъяснял, что даже при самой высокой обученности и умелости личность может быть неполноценной, если у нее не сформированы здоровые социальные и духовные отношения. Вот почему развитие таких отношений он считал едва ли не главной задачей воспитания. Поскольку отношения не всегда определяются обученностью человека, это обусловливает необходимость проведения воспитательной работы по их формированию и прежде всего в семье.

Какие же специфические проблемы являются предметом исследования теории и методики семейного воспитания? К этим проблемам относятся следующие:

- раскрытие сущности и значения семейного воспитания в развитии и формировании личности и его специфики как педагогического процесса;

- определение содержания семейного воспитания;

- разработка методов воспитания в семье.

В процессе развития общества сложилось и развивается большое разнообразие отношений, которые определяют умонастроение, деятельность и поведение личности и выступают в качестве важнейших компонентов ее всестороннего формирования. Эти отношения можно расчленить на следующие группы.

Первую группу составляют социальные отношения личности, определяющие ее мировоз-зрение и общественную направленность поведения.

Вторую группу составляют нравственные отношения. Они включают:

- отношение к родине (патриотизм), к другим странам и народам (культура межнациональных отношений);

- отношение к труду (трудолюбие);

- отношение к общественному достоянию, охране природы и материальных ценностей общества (бережливость и т.д.);

- дисциплинированность;

- отношение к другим людям и к самому себе (коллективизм, честность, правдивость, скромность, товарищество, чувство собственного достоинства).

Третью группу составляют эстетические отношения (понимание различных видов искусства, стремление к творчеству в области искусства и т.д.).

Четвертую группу составляют отношения, связанные с физической культурой.

Все это позволяет сделать вывод, что содержание семейного воспитания включает:

- формирование научного мировоззрения, социализацию личности;

- нравственное развитие детей, составными частями которого являются формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, добросовестного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры поведения и т.д.;

- эстетическое формирование детей;

- физическое развитие.

Говоря о необходимости воспитания у детей в семье разнообразных отношений к различным сторонам действительности, к другим людям и самим себе, следует уяснить сущность отношений как предмета воспитания и педагогические подходы к их формированию.

Отношение - переживание и выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу ее потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии.

Степень сформированности и прочности отношений может быть различной. Например, иной ребенок понимает положительную сущность вежливости, но в одних случаях он ее проявляет, в других же бывает резким, грубым. Если же вежливость закрепляется и определяет характер поведения человека, она превращается в личностное качество.

Личностное качество - закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях. Скажем, если вежливость стала привычной, то ребенок будет проявлять ее не только в условиях нормального общения, но и тогда, когда будет встречаться с грубостью и некорректностью со стороны других людей. Задача семьи состоит в том, чтобы формировать у своих детей устойчивые отношения, закреплять их и переводить в личностные качества.

Но чтобы формировать личностные качества, необходимо знать их психологическую структуру. Как уже отмечено, с психологической точки зрения отношения как личностный феномен являются очень сложным образованием и включают в себя сферу потребностей, знаний, чувств, убеждений, поступков и волевых проявлений. Если, например, снова обратиться к вежливости, то в ее структуре можно обнаружить: а) потребность личности быть всегда вежливой и укреплять у себя это качество, б) знание правил и норм вежливости, в) внутреннее стремление (чувство) и убеждение в необходимости соблюдения этих норм и правил, г) владение умениями и навыками проявлять вежливость, д) способность к проявлению волевых усилий и стремление оставаться вежливым даже в условиях, когда личность сталкивается с грубостью, непочти-тельностью и т.д.

Указанные структурные компоненты присущи и таким личностным качествам детей, как патриотизм, трудолюбие, сознательная дисциплина, коллективизм и др. Все это позволяет заключить, что процесс воспитания личностных качеств в семье включает:

- формирование у детей потребности в выработке того или иного качества;

- активную познавательную деятельность по овладению знаниями о сущности формируемого качества, способах его проявления и выработке соответствующих чувств, взглядов и убеждений;

- практическое формирование умений, навыков и привычек поведения, связанных с вырабаты-ваемыми качествами;

- развитие способностей к проявлению волевых усилий, позволяющих преодолевать встре-чающиеся трудности и препятствия, связанные с соблюдением норм поведения.

В последние годы в педагогике активно разрабатывается проблема интегративности. Интегративность (от лат. integratio - объединение в целое каких-нибудь частей, элементов) – процесс формирования личностных качеств. Процесс выработки всякого личностного качества начинается с формирования простейших элементов поведения, которые в дальнейшем усложняются, переплетаются и, сочетаясь между собой, то есть интегрируясь, определяют развитие и укрепление этого качества.

Здесь имеют значение два момента. Во-первых, в силу возрастных особенностей у детей нельзя сразу во всей полноте сформировать личностное качество. Во-вторых, любое личностное качество является слишком сложным образованием, и его формирование начинается с выработки сравнительно простых умений и навыков поведения и продолжается в дальнейшем путем их усложнения, обогащения и интеграции в сложный комплекс привычек.

Возьмем тот же пример воспитания у детей вежливости. Начинается этот процесс, как правило, с привития таких простейших умений, как первому здороваться со старшими, пригласить гостя сесть, уступать место старшим, проявлять готовность к оказанию помощи, выразить сочувствие в соответствующих случаях и т.д. Забегая вперед, отметим, что в принципе так же формируются дисциплинированность, трудолюбие и другие качества.

Когда возникает необходимость в воспитании у детей того или иного личностного качества, нужно хорошо продумать его содержание, выделить в нем простейшие структурные элементы и определить систему работы по их формированию. Но в процессе воспитания у детей необходимо формировать множество различных черт и качеств. Как же быть?

При решении данной проблемы следует исходить из того, что, как отмечал А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям и что все его свойства и качества развиваются одновременно и в теснейшей связи между собой. В самом деле, дети обычно вовлекаются в семье в различные виды и формы деятельности, а также находятся в постоянном общении. Все это способствует развитию у них соответствующих потребностей и мотивов поведения, обогащает их сознание, взгляды и убеждения, служит средством выработки поведенческих навыков и привычек, что в своей совокупности и приводит к укреплению и совершенствованию разнообразных личностных свойств и качеств. Указанная многосторонность и целостность развития детей имеет весьма важное методическое значение.

Воспитательная работа в семье должна включать два взаимосвязанных направления, одно из которых должно способствовать одновременному формированию всех личностных свойств и качеств ребенка, второе - предусматривать решение в каждый отдельный период работы с ним одной-двух ведущих воспитательных задач, связанных с выработкой тех черт и качеств, которые отстают в своем развитии.

Подобная организация семейного воспитания имеет большое значение. Дело в том, что развитие всех сторон и свойств у детей происходит постепенно и медленно, иногда даже незаметно для них самих. Между тем очень важно, чтобы они ощущали свой рост, совершен-ствование своей духовности и поведения и черпали в них силы для дальнейшей активной работы над собой. Решение ведущих воспитательных задач и формирование связанных с ними личностных качеств как раз и способствуют этому. Почувствовав успех в собственном развитии, ребенок переживает внутреннее удовлетворение, и у него появляется стремление закрепить этот успех и активизировать свои усилия в дальнейшем самосовершенствовании.

Немаловажную роль играет здесь и второе положение. Если то или иное личностное качество закрепляется, то по законам генерализации (распространения) оно оказывает положительное влияние на развитие других сторон и свойств личности.

Только сочетание этих двух направлений в реализации семейного воспитания позволяет добиваться его высокой результативности и педагогической действенности.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка
Принципы воспитания в семье
Основные требования в семейном воспитании
Традиции семейного воспитания
Семейные ценности
Семья как фактор воспитания личности ребенка
Методы и приемы воспитания в семье
Отец и мать как воспитатели
Воспитательные функции родителей
Авторитет родителей
Особенности воспитательного воздействия родительского примера
Основные направления семейного воспитания
Нравственное воспитание
Патриотическое воспитание
Гуманистическое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Этнокультурное воспитание
Трудовое воспитание
Воспитание дисциплинированности
Интеллектуальное развитие ребенка
Все страницы