Эстетическое воспитание

Роль важного компонента воспитания – эстетического в развитии и всестороннем форми-ровании личности трудно переоценить. Уже в древности встречается мысль об элементах эстетики и красоты в деятельности и жизни человека. Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник - образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Большую роль играют искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и, поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовлетворение и наслаждение тому, кто имеет определенную подготовку и владеет эстетической образованностью.

Чтобы чувствовать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особен-ности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже занимательный рассказ не будет возбуждать интереса, если у человека не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление произносимых звуков в слова и не чувствовать их художественно-эстетического влияния. Задача семьи - обеспечить необходимую эстетическую подготовку детей, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действи-тельности, развития мышления и нравственного совершенства.

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим науку о прекрасном. Эстетика – (от греческого aisthisis) ощущение, чувство.

Эстетическое воспитание - процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его.

Сущность эстетического воспитания в семье - организация разнообразной художественно-эстетической деятельности детей, направленной на формирование у них способностей полно-ценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.

Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства - литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу семейного воспитания литературы, рисования, пения и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направлен-ность на личностное развитие детей. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у детей художественных восприятий. Необходимо научить детей воспринимать прекрасное как в различных видах искусства, так и в природе, а также в окружающей жизни и поведении людей. Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить детей чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыска-тельность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение детей к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей в музыке, изобра-зительном искусстве и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания. Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать форми-рованию у детей общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?

Эстетическое воспитание в семье начинается в процессе изучения языка, литературных произведений, а также в процессе пения и рисования. Основное направление этой работы сводится к практическому ознакомлению с различными видами искусства, приучению их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям. В решении указанной задачи большую роль играет пример и художественная подготовка самого родителя.

Для воспитания художественного восприятия у детей существенное значение имеют приемы сравнения при изучении литературных произведений, прослушивании музыки, рассматривании картин и побуждение их к оценке произведений, выражению собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, направленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина или музыкальная мелодия лучше обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий необходимо широко использовать заучивание наизусть стихов, песен, просмотр репродукций картин. Большое значение имеет показ в процессе прогулок красоты родной природы, причудливо сочетающей в себе уплывающую в синеву даль полей, бирюзовое течение рек, спокойную, окаймленную кустами и деревьями гладь озер, неповторимую гамму птичьего пения, величавые массивы леса и т.д.

К.Д. Ушинский называл природу одним из лучших воспитателей: «А воля, а простор, природа... А эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень, разве не были нашими воспитателями? ...Я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...»

Для ознакомления детей с красотой природы можно проводить экскурсии, создать гербарии, оформить выставки картин, посвященные животному миру, и т.д. Вместе с тем необходимо воспитывать активное отношение к охране природы.

Будучи по своей природе существом творческим, человек обладает склонностью к художественно-творческой деятельности. С раннего возраста дети пробуют свои силы в области пения, рисования, искусства слова. Развивать и совершенствовать эти склонности и способности - одна из задач эстетического воспитания в семье. С этой целью можно дать задания: делать свои иллюстрации к литературным произведениям, пейзажные зарисовки родной природы, пробовать писать стихи или рассказы. Такие задания не имеют целью формирование профессиональных умений в области художественного творчества, а рассчитаны главным образом на их эстетическое развитие.

Для тех же детей, у которых обнаруживаются творческие способности, подобные занятия служат средством совершенствования художественного опыта, умений и навыков. Здесь иногда имеет значение первое побуждение, которое дает толчок к серьезным занятиям искусством. Как писалось в одной статье для родителей, "...стоит пробудить в ребенке художника - и его не удержишь от творчества: он обязательно будет рисовать, писать стихи или сочинять музыку".

Важным средством организации разнообразной художественно-творческой деятельности детей являются кружки и студии по литературе, музыке и изобразительному искусству, коллективы художественной самодеятельности, организация встреч с работниками искусства, проведение художественно-творческих конкурсов и т.д.

При изучении произведений искусства важнейшее значение имеет раскрытие их гражданской и нравственной направленности и использование их в целях морального формирования детей. Для этого необходимо вырабатывать у детей понимание того, что подлинное произведение искусства всегда утверждает правду жизни, пафос творческого созидания прекрасного, стимулирует стремление людей к прогрессу, к осуществлению идеалов добра, свободы и справедливости. Одновременно и в органическом единстве с развитием эстетических потребностей, понятий и вкусов необходимо формировать эстетику поведения детей. Для этого необходимо воспитание культуры соблюдения тишины и порядка, бережное отношение к книгам и тетрадям, мебели, благожелательное отношение и вежливость между детьми. Все это составляет важную область эстетики их повседневного поведения.

Важное значение для воспитания эстетики поведения имеют беседы с детьми о нравственном этикете, о культуре речи, о внешнем виде человека и его поступках, о современной моде в одежде, обуви и прическе. Особенно важно предупреждать детей от утрирования и искажения моды.



Оглавление
Роль воспитания. Роль семейного воспитания в формировании личности.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Влияние семьи на развитие ребенка
Принципы воспитания в семье
Основные требования в семейном воспитании
Традиции семейного воспитания
Семейные ценности
Семья как фактор воспитания личности ребенка
Методы и приемы воспитания в семье
Отец и мать как воспитатели
Воспитательные функции родителей
Авторитет родителей
Особенности воспитательного воздействия родительского примера
Основные направления семейного воспитания
Нравственное воспитание
Патриотическое воспитание
Гуманистическое воспитание
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание
Этнокультурное воспитание
Трудовое воспитание
Воспитание дисциплинированности
Интеллектуальное развитие ребенка
Все страницы