Субъекты малого предпринимательства: понятие и меры государственной поддержки

Малое предпринимательство в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом, обеспечивая воспроизводство среднего класса общества.
С началом рыночных преобразований понятия "малое предпринимательство", "малый бизнес" вошли в нашу жизнь. Статистика свидетельствует о пока еще незначительной доле малого предпринимательства в российской экономике. В целом на малые предприятия в 2001 г. приходилось около 2% основных фондов, 12,8% среднесписочной численности работников, 6,1% выпуска товаров и рыночных услуг (для сравнения: в 1997 г. - 8%), 7,7% инвестиций. Имеет место тенденция количественного уменьшения малых предприятий: за период с 1996 по 2001 гг. число малых предприятий в промышленности сократилось на 5,5%, в строительстве - на 13,1%, в кредитно-финансовой сфере, страховании и пенсионном обеспечении - в 2 раза. Одной из причин неприспособляемости малого бизнеса к российским условиям являются, в частности, недостатки в правовом регулировании малого предпринимательства, нестабильность налогового законодательства.

Критерии отнесения субъектов хозяйствования к малому предпринимательству содержатся в Законе о поддержке малого предпринимательства. К субъектам малого предпринимательства Закон относит индивидуальных предпринимателей и коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает определенных предельных уровней в зависимости от сферы деятельности организаций. Так, численность работников малых предприятий в промышленности, строительстве, на транспорте не должна превышать 100 человек; в сельском хозяйстве, в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Таким образом, для отнесения коммерческих организаций к числу малых предприятий применяются два критерия:

- относительная экономическая независимость от других лиц - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных организаций, юридических лиц, не являющихся малыми предпринимателями;

- численность работников в зависимости от сферы предпринимательской деятельности.

Исходя из формального прочтения Закона о поддержке малого предпринимательства, к числу малых могут относиться только хозяйственные общества - акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью, поскольку только эти коммерческие организации имеют уставные капиталы. В товариществах, как известно, - складочные капиталы, а в производственных кооперативах - паевые фонды. Конечно, к числу малых Закон не относит государственные и муниципальные предприятия, так как они находятся в 100% государственной или муниципальной собственности. Поскольку в Законе речь идет только о коммерческих организациях, к субъектам малого предпринимательства, соответственно, не относятся все некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы, многие из которых функционируют в такой сложной сфере, как сельское хозяйство.

Отдельные из перечисленных выше ограничений для отнесения малых форм организаций к субъектам малого предпринимательства представляются обоснованными. В частности, это касается унитарных государственных и муниципальных предприятий. Понятно, что здесь велика доля зависимости от собственника, который может способствовать его эффективной деятельности без привлечения мер государственной поддержки (например, разместить государственный заказ
и пр.). К тому же в унитарных предприятиях отсутствует элемент личного участия, самостоятельного риска предпринимателя, зачастую объединяющего в малых предприятиях функции управленца и собственника.

В отношении других хозяйствующих субъектов: товариществ, производственных и потребительских кооперативов, если они соответствуют иным критериям Закона для их отнесения к числу малых предприятий, по нашему мнению, находящему подтверждение в специальной литературе и правоприменительной практике, эти организации следует признавать субъектами малого предпринимательства.

Здесь важно отметить, что Налоговый кодекс, устанавливая в гл. 26.2 упрощенную систему налогообложения, предусмотренную как раз для малых форм предпринимательской деятельности, содержит иные критерии определения малого предпринимательства.

Согласно п. 2 ст. 346.12 НК РФ главным условием, позволяющим организации (заметим, что Закон не делает различий для коммерческих и некоммерческих организаций или коммерческих организаций различных организационно-правовых форм) перейти на упрощенную систему налогообложения, является объемный показатель - по итогам 9 месяцев доход от реализации без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не должен превышать 11 млн руб. При этом вводится целый ряд дополнительных ограничений, к числу которых относится средняя численность работников, которая независимо от сферы деятельности организации за отчетный период не может превышать 100 человек. Для целей налогообложения не являются малыми предприятиями организации, у которых стоимость амортизируемого имущества, находящегося в их собственности, превышает 100 млн руб., а также банки, страховщики, инвестиционные фонды и другие организации, занимающиеся предпринимательством в отдельных сферах деятельности, исчерпывающий перечень которых приводится в самом НК РФ.

Совершенно очевидно, что для оптимизации правоприменения, обеспечения эффективной поддержки малых предприятий необходимо унифицировать критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым предприятиям, приведя в соответствие гражданское и налоговое законодательство.

Федеральная программа поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг. предусматривала необходимость внесения изменений и дополнений в Закон о поддержке малого предпринимательства в целях приведения его в соответствие с ГК РФ и другими федеральными законами, уточнения критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства (п. 1.3.3 Основных мероприятий, предусмотренных в качестве приложения к указанной Федеральной программе).

Действительно целесообразна легитимация в ГК РФ малого предприятия в качестве хозяйствующего субъекта, хотя при нынешнем построении ГК это вряд ли возможно, поскольку Кодекс относит к числу предприятий только унитарные предприятия с государственной или муниципальной собственностью, в остальном рассматривая предприятия как объект права, - имущественный комплекс. При этом законодательство о малых предприятиях подтверждает не только "живучесть", но и адекватность использования понятия "предприятие" по отношению к субъектам предпринимательской деятельности, объединяя несколько организационно-правовых форм.

Для каких целей так важна квалификация хозяйствующего субъекта как малого предприятия? Прежде всего для наделения его соответствующим правовым статусом, связанным с возможностью использования мер государственной поддержки, со специальным режимом налогообложения.

Несовершенный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" связывает возникновение статуса субъекта малого предпринимательства с моментом подачи им заявления установленного Правительством РФ образца и регистрации в уполномоченных действующим законодательством органах исполнительной власти. Поскольку заявление установленного образца не было утверждено и исполнительные органы не были соответствующим образом уполномочены на регистрацию субъектов малого предпри-нимательства, малые предприятия регистрировались в общеустановленном порядке, что следует признать правильным, поскольку нельзя, декларируя устранение административных преград на пути малого предпринимательства, вводить, по сути, "двойную" регистрацию. Представляется, безусловно, целесообразным ведение некоего классификатора субъектов малого предпри-нимательства уполномоченными органами, без привлечения самих предпринимателей к осуществлению этой регистрационной процедуры. Такой реестр может быть составлен, исходя из данных государственной регистрации и налогового учета; включение предпринимателей в реестр должно рассматриваться как юридический факт, с которым связано возникновение правового статуса субъекта малого предпринимательства. И здесь со всей очевидностью опять встает проблема унификации критериев отнесения организаций к числу малых предприятий как для целей налогообложения, так и для других целей.

Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри-нимателей, упростивший с 1 июля 2002 г. процедуру государственной регистрации всех организаций независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и масштабов хозяйственной деятельности, не предусматривает каких-либо особенностей для малых предприятий. Очевидно, при облегченной процедуре государственной регистрации такой подход является оправданным, чего не скажешь о процедуре ликвидации малых предприятий. Малые предприятия, обладающие в сравнении с крупным и средним бизнесом более коротким "жизненным циклом", имеющие меньшее количество обязательств перед кредиторами, наемными работниками, нуждаются в упрощенной схеме ликвидации. Сложность применяемой в настоящий момент процедуры ликвидации влечет за собой большое количество "зависших" в государственном реестре организаций, фактически прекративших свою хозяйственную деятельность.

Субъекты малого предпринимательства в сравнении с другими хозяйствующими субъектами нуждаются для своего развития в мерах государственной поддержки. Причины их незащищенности заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, в сложностях привлечения кредитов, а главное - в наличии существенных административных барьеров, пока еще стоящих на пути малого бизнеса.

Действующее законодательство декларирует большое количество мер государственной поддержки малого бизнеса. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства, по сути, посвящен этой проблеме. Правительством РФ принят ряд постановлений, в том числе
"О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности", "О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве".

Основные направления и мероприятия государственной поддержки аккумулируются в Федеральной и региональных программах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства. Указанные мероприятия финансируются из трех источников: 1) из средств федерального бюджета, средств бюджета субъектов Федерации и местных бюджетов - объем обязательно выделяемых средств указывается отдельной строкой в расходной части федерального бюджета; 2) из средств Федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства; 3) из средств Государственного фонда занятости населения.

Следует с сожалением отметить, что многие мероприятия программ государственной поддержки малого предпринимательства, в том числе в области нормативного правового обеспечения малого бизнеса, остаются нереализованными.

Важнейшей мерой государственной поддержки малого бизнеса в большинстве стран является установление особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.
В Российской Федерации действуют следующие системы налогообложения субъектов малого предпринимательства:

- общеустановленная для всех субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятель-ность, - общий режим налогообложения;

- упрощенная система, урегулированная гл. 26.2 НК РФ;

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, установленная гл. 26.3 НК РФ.

Две последние системы относятся к специальным налоговым режимам.

Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпри-нимателями применяется наряду с общеустановленной системой. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется налогоплательщиками добровольно, в порядке, установленном НК РФ (ст. 346.13). Применение упрощенной системы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за налоговый период. Уплата иных налогов осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения. Объектом налогообложения по выбору самого налогоплательщика могут быть либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
В первом случае налоговая ставка устанавливается в размере 6%, во втором случае - 15%.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом РФ и вводится в действие законом субъекта Федерации в отношении всех организаций и граждан, осуществляющих определенные виды деятельности на территории этого субъекта РФ. Перечень налогооблагаемых видов деятельности (оказание бытовых, ветеринарных, автотранспортных услуг, общественного питания, розничной торговли и пр.) позволяет сделать вывод, что основными плательщиками налога на вмененный доход являются именно субъекты малого предпринимательства. Объектом налогообложения единым налогом на вмененный доход является вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение этого дохода. Вмененный доход рассчитывается как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности с применением корректирующих коэффициентов, например, учитывающих кадастровую стоимость земли, и физического показателя, характеризующего данный вид деятельности, например, количество работников, площадь торгового зала, количество автомобилей и пр. Ставка налога на вмененный доход составляет 15% вмененного дохода. Размер уплаченного единого налога пересчету в зависимости от реально полученного дохода не подлежит. Уплатой налога на вмененный доход заменяются федеральные и региональные налоги, непосредственно перечисленные в самом НК РФ (п. 4 ст. 346.2).

Следует отметить, что новации Налогового кодекса, касающиеся упрощенной системы налогообложения и обложения отдельных видов деятельности налогом на вмененный доход, вступившие в силу с 1 января 2003 г., во многом устранили ранее имевшиеся в законодательстве серьезные противоречия, касающиеся налогообложения субъектов малого предпринимательства. Это обстоятельство, безусловно, окажет благоприятное воздействие на развитие малого бизнеса.

Отчетливо видно стремление законодателя унифицировать налогообложение малых предприятий, но на пути к унификации имеются определенные потери. Так, с 1 января 2002 г. в связи со вступлением в силу гл. 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций" вновь созданные малые предприятия утратили льготу по налогу на прибыль, которая ранее предоставлялась Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций"
(в ред. Федерального закона от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ) в течение первых двух лет с момента учреждения предприятия (п. 4 ст. 6). Отмена льготы по налогу на прибыль предположительно интенсифицирует переход субъектов малого предпринимательства на упрощенную систему налогообложения.

Особенности правового статуса субъектов малого предпринимательства заключаются не только в их возможности применять особые режимы налогообложения, но и пользоваться правом упрощенного порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности, что существенно облегчает положение малого бизнеса. Такое право субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, предусмотрено Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 28 октября 2002 г. № БГ-3-22/606 "Об утверждении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядка отражения хозяйственных операций в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения".



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Источники предпринимательского права
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Имущество как основа предпринимательской деятельности
Собственность, иные вещные права и предпринимательство
Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
Правовой режим отдельных видов имущества предпринимателя
Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Становление и развитие института приватизации государственного и муниципального имущества в России
Нормативно-правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества на современном этапе
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации
Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности
Антимонопольное законодательство и полномочия антимонопольных органов
Конкуренция как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Монополия как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы монополистической деятельности
Государственный контроль за экономической концентрацией
Правовое регулирование естественных монополий
Субъекты малого предпринимательства: понятие и меры государственной поддержки
Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в г. Москве
Все страницы