Становление и развитие института приватизации государственного и муниципального имущества в России

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц. Таким образом, сущность приватизации заключается в изменении формы собственности и субъекта права собственности на имущество.

Приватизация государственной и муниципальной собственности явилась важнейшим элементом процесса экономического обновления постсоциалистической России, демонополизации народного хозяйства, развития частной собственности и на ее основе рыночного хозяйства.

В российской практике становления института приватизации выделяют четыре основные этапа.

Первый этап характеризовался отсутствием системной правовой базы приватизации. Он начался с принятия целого комплекса нормативных правовых актов: Закона "О кооперации в СССР" (1988), Основ законодательства Союза ССР об аренде (1989), Постановления Совета Министров СССР "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью» (1990) и ознаменовался, прежде всего, снятием прямых запретов на развитие негосударственного сектора. Позднее Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собст-венности в РСФСР" было предусмотрено, что предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий. 25 апреля 1991 г. издается Постановление Верховного Совета РСФСР «О мерах по подготовке приватизации государственного и муниципального имущества», которое установило порядок осуществления приватизации. Было закреплено, что продажу гражданам, в том числе и членам трудовых коллективов, и созданным ими товариществам и акционерным обществам, следует осуществлять исключительно на аукционах с предварительным оповещением населения за 15 дней. Однако отсутствие специального нормативного акта, регулирующего приватизационные отношения в комплексе, несомненно явилось причиной промахов и неудач реализации начального этапа приватизации.

Второй этап приватизации ознаменован введением так называемой чековой («ваучерной») приватизации, законодательной базой для которой стал Закон РФ от 3 июля 1991 г. № 1531-I
"О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". Настоящий Закон был призван урегулировать организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в Российской Федерации путем приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики. В развитие данного закона была принята Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утв. Постановлением ВС РФ от 11 июня 1992 г. № 2980-1. Программа приватизации наметила семь главных целей, среди которых: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики, повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации, социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации, содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации, создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства, привлечение иностранных инвестиций, и наконец, создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993-1994 гг. Благодаря реализации данной программы около 60% предприятий стали негосударственными, порядка 40 млн человек — акционерами;
в 20 субъектах Федерации приватизация прошла практически полностью, создана система органов Государственного комитета по управлению государственным имуществом и Российского фонда федерального имущества, Федерального агентства по банкротству, чековых инвестиционных фондов по всей стране, появились принципиально новые институты рыночной экономики, которых не было вообще, а именно инвестиционные фонды, холдинги, нефтяные компании, финансово-промышленные группы. Однако отрицательными последствиями реализации второго этапа приватизации стали рост преступности, связанной с приватизацией, недополучение Россией значительной части доходов из-за просчетов в стратегии и тактике приватизации. Так, изначально общая номинальная величина ваучерного фонда примерно соответствовала балансовой стоимости основных фондов России на конец 1991 г. Но к октябрю 1992 г., когда началась выдача ваучеров населению, цены в процессе либерализации повысились в 20 раз. В этой связи реализация государственной и муниципальной собственности происходила фактически за бесценок. Отношение к легитимности приватизации было утрачено. В целом анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации, проводимый в Государственном научно-исследовательском институте системного анализа Счетной палаты РФ, показал, что законодательство о приватизации 1991-1994 гг. имело ряд существенных недостатков. Среди них отметим следующие:

1) в принимаемых нормативно-правовых актах приватизационные мероприятия не увязы-вались с задачами повышения эффективности производства и наращивания объемов продукции;

2) законодательно не были обеспечены равные права и возможности по участию в приватизации всех слоев российского общества;

3) в нормативно-правовых актах не были установлены обязательные условия и требования для приватизируемых предприятий, например, по сохранению профиля деятельности, сохранению рабочих мест и т.п.;

4) не был определен принцип адекватной возмездности при отчуждении государственного имущества;

5) не был урегулирован порядок возмещения ущерба государству, причиненный в результате приватизации, и не была установлена ответственность должностных лиц органов власти и руководителей предприятий за незаконные действия в ходе приватизации.

В этой связи было принято решение воздержаться от форсированного проведения приватизации, начинать его только после принятия Федеральным Собранием соответствующего Закона.

Третий этап развития института приватизации начался с середины 1994 г. Указ Президента РФ от 22.07.1994 г. №1535 «Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий после 1 июля 1994 г.» определил особенности, так называемой денежной приватизации. Введение новой приватизационной модели было обусловлено необходимостью увеличения доходов федерального бюджета и привлечения инвестиций для реструктуризации предприятий. В этот же период времени была предпринята попытка создания эффективной системы контроля за осуществлением приватизационных мероприятий. В 1995 г. Счетная палата была наделена правом оценивать законность, эффективность и целесообразность деятельности органов исполнительной власти по распоряжению государственным имуществом. И, наконец, 21 июля 1997 г. был принят Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ», призванный установить организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в Российской Федерации посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики, а также в целях ее социальной ориентации, улучшения платежного баланса Российской Федерации, осуществления протекционизма по отношению к российским товаропроизводителям. Закон
1997 года частично восполнил пробелы законодательства о приватизации, ввел новые способы приватизации государственного и муниципального имущества, изменил форму проведения конкурсов. Однако Государственная программа приватизации в развитие нового закона принята не была, что, естественно, имело влияние на эффективность механизма правоприменения. Кроме того, в этот период так и не были созданы механизмы приватизации без занижения реальной стоимости объектов, ограничения участия иностранного капитала в приватизации стратегических объектов.

Четвертый этап приватизации был начат с переосмысления почти десятилетнего опыта по преобразованию государственной собственности в частную. Постановлением Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1024 была одобрена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации. В данной Концепции было отражены реальные результаты приватизации: «Несмотря на то, что в результате массовой приватизации
58,9 процента предприятий стали частными, ряд поставленных целей не были достигнуты: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках. Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты государственной политики в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом».

Период с 1999 по 2003 гг. справедливо называют периодом совершенствования правовых основ распоряжения государственной и муниципальной собственности. С 2003 года начинается отсчет нового современного этапа приватизации в России, призванного устранить негативные тенденции, сложившихся на предыдущих этапах становления и развития института приватизации, обеспечить незыблемость прав добросовестных приобретателей объектов государственной и муниципальной собственности, а также защиту интересов государства в процессе приватизации.



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Источники предпринимательского права
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Имущество как основа предпринимательской деятельности
Собственность, иные вещные права и предпринимательство
Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
Правовой режим отдельных видов имущества предпринимателя
Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Становление и развитие института приватизации государственного и муниципального имущества в России
Нормативно-правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества на современном этапе
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации
Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности
Антимонопольное законодательство и полномочия антимонопольных органов
Конкуренция как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Монополия как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы монополистической деятельности
Государственный контроль за экономической концентрацией
Правовое регулирование естественных монополий
Субъекты малого предпринимательства: понятие и меры государственной поддержки
Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в г. Москве
Все страницы