Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права

Занятие предпринимательской деятельностью является выражением свободы предприни-мательства как одного из основных прав и фундаментальных свобод человека и гражданина. Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Таким образом, свободное осуществле-ние предпринимательской деятельности является элементом конституционного принципа экономической свободы.

Осуществление предпринимательства является также результатом реализации более общего права граждан на труд, т.е. права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ).

Принцип свободы предпринимательства означает, что каждый гражданин вправе выбирать любой способ осуществления экономической деятельности. Например, он может стать наемным работником, предоставляя в пользование предпринимателю свою рабочую силу и не принимая на себя риска и ответственности за экономические результаты своего труда. Гражданин может также осуществлять предпринимательскую деятельность, получив статус индивидуального предпри-нимателя или через участие в коммерческой организации. В этом случае на нем лежит позитивная ответственность, т.е. он должен понимать, что будет осуществлять указанную деятельность на свой риск и самостоятельно отвечать за результаты своих действий. Закон не запрещает гражданину работать в качестве наемного работника и одновременно осуществлять предпринимательскую деятельность, однако на договорной основе может быть установлено ограничение на участие или работу гражданина применительно к конкурирующим субъектам предпринимательства в целях исключения конфликта интересов. Гражданин, будучи как наемным работником, так и предпринимателем, вправе сделать выбор сферы экономики, рода деятельности и профессии. Однако этот выбор зависит прежде всего от наличия специальных знаний в той или иной области общественного производства.

Право на занятие предпринимательством, обусловленное экономической свободой, включает в себя несколько элементов, охватывающих свободу выбора сферы, вида и формы предпринимательской деятельности. Среди сфер деятельности различаются производство, коммерция (торговля) или предоставление услуг. Гражданин может также специализироваться по любому виду деятельности, включая банковскую, страховую, биржевую деятельность, производство определенного вида продукции и т.д. Гражданин свободен самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность как в индивидуальном порядке без образования юридического лица (в качестве индивидуального предпринимателя), так и путем участия в хозяйственном обществе, товариществе или кооперативе, т.е. объединяясь с другими людьми на основе создания коммерческой организации для осуществления коллективного предпри-нимательства. При создании коммерческой организации гражданин вправе самостоятельно или совместно с иными гражданами и юридическими лицами выбрать ту организационно-правовую форму организации из указанных в законе, которая наилучшим образом подходит для ведения определенного вида бизнеса и достижения целей учредителей.

Законом может быть ограничена форма осуществления некоторых видов предпри-нимательской деятельности. Например, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" устанавливает, что аудиторская организация может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества (ст. 4). Закон о банках предусматривает создание кредитной организации только в форме хозяйственного общества.

Правовые условия для начала осуществления предпринимательской деятельности. Естественно-правовой характер принципа свободы предпринимательства означает признание обществом естественной потребности человека в реализации своих экономических интересов, связанных с получением личных доходов, обеспечением материальной базы для реализации собственных идей предпринимателя, достижения иных общественно значимых целей, связанных в конечном счете с обеспечением общего блага.

Однако свобода предпринимательства может быть ограничена законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления домини-рующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции (ст. 55, 74 Конституции РФ,
ст. 1 ГК РФ). К числу таких ограничений относятся, в частности, предварительные условия для начала предпринимательской деятельности: наличие у гражданина или коммерческой организации гражданской правосубъектности, государственная регистрация субъектов предпринимательства и получение специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или отдельных действий в рамках предпринимательства.

В случае осуществления предпринимательской деятельности гражданином без регистрации либо без лицензии (если получение лицензии обязательно), либо с нарушением условий лицензирования эта деятельность считается незаконным предпринимательством, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности, если в результате такой деятельности причинен крупный ущерб иным лицам или государству или получен доход в крупном размере (ст. 171 УК РФ).

Право на занятие предпринимательской деятельностью является составляющей частью правоспособности гражданина (ст. 18 ГК РФ). Правоспособность - это возможность иметь граж-данские права и нести обязанности. Гражданское право содержит также категорию дееспособности, означающую, что способностью своими действиями осуществлять гражданские права и исполнять обязанности обладает только дееспособный гражданин. Следовательно, только дееспособный гражданин может самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность.

Что же касается правспособности юридических лиц, то в соотвестствии со ст. 49 ГК РФ она возникает в момент создания юридического лица и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.При этом юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба России.

Создание юридического лица или приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя означает появление в гражданском обороте нового субъекта права, имеющего возможность совершать юридически значимые действия и нести имущественную ответственность по своим обязательствам. Как для вновь возникшего юридического лица или физического лица, приобретшего статус индивидуального предпринимателя, так и для других участников гражданского оборота необходимо точно знать момент появления нового субъекта гражданского права. С течением времени в деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя возможны существенные изменения, а это, в свою очередь, может потребовать изменений, имеющих значение для гражданского оборота правовых элементов характеристики юридического лица или индивидуального предпринимателя (например, изменение размера уставного капитала, образование филиалов юридического лица). Прекращение деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией или реорганизацией является юридическим фактом, влекущим правовые последствия для многих участников гражданского оборота, так или иначе связанных с юридическим лицом, прекратившим свое существование. Прекращение деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя также влечет изменения в системе имущественных отношений, субъектом которых он был.

Из изложенного видно, какое важное значение имеет четкое определение и официальная фиксация перечисленных моментов через процедуру государственной регистрации.

Регистрирующий орган обязан зафиксировать подлежащие государственной регистрации факты в срок не более пяти дней со дня представления документов уполномоченным лицом
(ст. 9 Закона «О государственной регистрации»).

Для отдельных видов юридических лиц сроки регистрации должны быть разделены на:
а) срок принятия решения о регистрации компетентным органом ( Федеральной регистрационной службой, если речь идет о создании некоммерческой организации; ЦБР, если речь идет о создании кредитных организаций); б) срок собственно регистрации в регистрирующем органе ФНС РФ.

Так, решение о государственной регистрации общественного объединения (общественной организации, общественного движения, общественного фонда, политической партии, профсоюза, национально-культурной автономии, а также торгово-промышленной палаты или религиозной организации) принимают ФРС либо (в соответствующих случаях) его территориальные органы[2]. Положительное заключение ФРС или его территориального органа вместе с необходимыми для регистрации юридического лица документами направляется регистрирующему органу, который делает соответствующую запись в Едином государственном реестре юридических лиц. Информация о записи направляется ФРС (его территориальному органу), который обязан выдать заявителю свидетельство о государственной регистрации.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В действующем законодательстве имеются специальные правила, определяющие место государственной регистрации отдельных видов юридических лиц. При регистрации СМИ на территории республики в составе Российской Федерации, края, области, района, города, иного населенного пункта, района в городе, микрорайона заявление подается учредителем в соответствующие территориальные органы Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Министерстве печати и информации РФ (см. Закон РФ от 27.12.1991 г. "О средствах массовой информации").

Статус индивидуального предпринимателя при наличии предусмотренных законодательством оснований присваивается физическому лицу, которое имеет определенное место жительства. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя производится по его месту жительства, подтвержденному соответствующими документами: для российского гражданина - документом, подтверждающим регистрацию по определенному адресу, для иностранных граждан или лиц без гражданства – документом, свидетельствующим о праве временно или постоянно проживать на территории Российской Федерации.

Способами представления документов в регистрирующий орган является личная передача уполномоченным лицом либо пересылка по почте в письме с объявленной ценностью и описью вложения. Документы также могут быть переданы по факсимильной связи, возможно использование электронной почты. При использовании факсимильной связи и электронной почты особо решается вопрос об удостоверении подписи уполномоченных лиц.

Требования к оформлению документов установлены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 г. № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" (СЗ РФ, 2002, № 26, ст. 2586; 2003, № 7, ст. 642).

Представлять документы юридического лица для государственной регистрации вправе лишь уполномоченные лица. Если документы направляются почтовым отправлением, то сопроводительные бумаги должны быть подписаны уполномоченным лицом. Перечень физических лиц, которые признаются уполномоченными для представления соответствующих заявления и документов в регистрирующий орган, достаточно широк, и юридические факты, являющиеся основанием имеющихся у них полномочий, разнообразны. Главное основание полномочий заявителя – это предусмотренное специальным законом положение, занимаемое данным физическим лицом в юридическом лице, документы которого представляются в регистрирующий орган. Уполномоченными лицами являются руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица, учредитель или руководитель юридического лица – учредителя.

С заявлением о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя может обращаться только само физическое лицо, избравшее для себя статус индивидуального предпринимателя; подача заявления через представителя не предусмотрена. Последующие регистрационные действия, связанные, например, с изменением места жительства, должен совершать индивидуальный предприниматель.

Действия заявителя по представлению документов для регистрации имеют юридическое значение и должны быть зафиксированы. Поэтому должностное лицо регистрирующего органа выдает заявителю расписку в получении документов. При поступлении документов по почте регистрирующий орган обязан выслать заявителю расписку в их получении почтовым отправлением с уведомлением в течение рабочего дня, следующего за поступлением документов. С этого же дня начинается течение срока для рассмотрения документов и регистрации юридического лица.

При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации;

б) копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индиви-дуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является гражданином Российской Федерации);

в) копия документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, регистрируемого в качестве индивидуального пред-принимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином);

г) копия документа, предусмотренного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является лицом без гражданства);

д) копия свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копия иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, не содержит сведений о дате и месте рождения указанного лица);

е) копия документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является иностранным гражданином или лицом без гражданства);

ж) подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, в Российской Федерации (в случае, если представленная копия документа, удостоверяющего личность физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или документа, подтверждающего право физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, временно или постоянно проживать в Российской Федерации, не содержит сведений о таком адресе);

з) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителей или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия свидетельства о заключении брака физическим лицом, регистрируемым в качестве индивидуального предпринимателя, либо копия решения органа опеки и попечительства или копия решения суда об объявлении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, полностью дееспособным (в случае, если физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, является несовершеннолетним);

и) документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

- документ об уплате государственной пошлины.

Отказ в государственной регистрации допускается в случае:

а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;

б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Кроме того, не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве, либо не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществляемой им предпринимательской деятельностью, или решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, либо не истек срок, на который данное лицо по приговору суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью.

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения и может быть обжаловано в судебном порядке.

Постановка индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на налоговый учет. Одновременно с заявлением о государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица подается заявление о постановке на учет в налоговый орган.

Постановка на учет физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, в налоговом органе по месту их жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.

Налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан:

  • осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

  • внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

  • выдать (направить по почте) Свидетельство о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации и Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Постановка на учет организации в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, внесенных в Единый государственный реестр юридических лиц.

Налоговый орган по месту нахождения юридического лица обязан:

  • осуществить его постановку на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП);

  • внести сведения в ЕГРН не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации;

  • выдать (направить по почте с уведомлением о вручении) заявителю свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно со свидетельством о государственной регистрации юридического лица.

Структура идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) представляет собой:

– для организации - десятизначный цифровой код;

– для физического лица - двенадцатизначный цифровой код.

Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) формируется как цифровой код, состоящий из последовательности цифр, характеризующих слева направо следующее:

– код налогового органа, который присвоил идентификационный номер налогоплательщика;

– собственно порядковый номер записи о лице в территориальном разделе Единого госу-дарственного реестра налогоплательщиков налогового органа, осуществившего постановку на учет:

  • для организаций – 5 знаков;

  • для физических лиц – 6 знаков;

– контрольное число, рассчитанное по специальному алгоритму, установленному Министерством Российской Федерации по налогам и сборам:

  • для организаций – 1 знак;

  • для физических лиц – 2 знака.

В дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) в связи с постановкой на учет в разных налоговых органах по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), для организаций применяется код причины постановки на учет (КПП), который состоит из следующей последовательности девяти цифр слева направо:

– код налогового органа, который осуществил постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения обособленного подразделения организации, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным установленным законом основаниям;

– причина постановки на учет;

– порядковый номер постановки на учет в территориальном налоговом органе по соответствующей причине.

Изготовление и регистрация печати субъектов предпринимательской деятельности. Открытие банковских счетов субъектами предпринимательства. Постановка субъектами предпринимательства на статистический учет.

Печать – это устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу. Клише печати – элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати и состоящий из неотделимых от клише печатающих и пробельных элементов.

Несмотря на отсутствие императивной нормы о наличии печати у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, сегодня сложно себе представить ситуацию, при которой субъекты предпринимательства не пользовались бы печатями и штампами в своей хозяйственной деятельности. Изготовителями печатей выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие соответствующий вид предпринимательской деятельности.

Печати юридических лиц должны содержать следующие обязательные реквизиты:

– полное наименование организации на русском языке с указанием организационно-правовой формы;

– местонахождение;

– основной государственный регистрационный номер;

– номер Реестра печатей соответствующей административно-территориальной единицы.

Организации могут иметь печати для своих структурных и обособленных подразделений.

Печати индивидуальных предпринимателей (адвокатских кабинетов) должны содержать:

– фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя (адвоката);

– местонахождение;

– словосочетание: "индивидуальный предприниматель" ("адвокатский кабинет");

– основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (регистрационный номер реестра адвокатов субъекта Российской Федерации);

– номер Реестра печатей соответствующей административно-территориальной единицы.

Эскиз печати и штампа должен быть согласован исполнительным органом юридического лица, руководителем обособленного подразделения, индивидуальным предпринимателем на бланке установленной формы. Форма бланка определяется регистрирующим органом. Бланк с согласованным эскизом печати (штампа) представляется в орган или учреждение, ответственное за регистрацию печатей на территории данного субъекта РФ, исполнительным органом юридического лица (руководителем обособленного подразделения, индивидуальным предпри-нимателем) для утверждения. Для изготовления печати (штампа) выдается декларация. Форма декларации, а также порядок ее оформления определяется регистрирующим органом. На каждую изготовленную печать (штамп) изготовитель обязан оформить декларацию, которая возвращается в регистрирующий орган. При выдаче изготовленной печати (штампа) изготовитель проставляет контрольный оттиск печати (штампа) в книге регистрации заказов и вносит в нее соответствующую запись.

В целях учета и идентификации субъектов хозяйственной деятельности они проходят обязательную регистрацию в Едином государственном регистре предприятий и организаций (ЕГРПО). На каждый субъект заполняется карточка учета объекта регистра, устанавливающая на основе общероссийских классификаторов его территориальную и ведомственную принадлежность, виды деятельности, форму собственности и организационно-правовую форму, а также содержащая адресные данные, данные о руководителе, учредителях, уставном капитале, данные о госрегистрации, ИНН. Документом, подтверждающим факт учета органами статистики, является информационное письмо о присвоении хозяйствующему субъекту кодов общероссийских классификаторов.

Следующим шагом предпринимателей по обеспечению своей предпринимательской деятельности является открытие в банках текущих или расчетных счетов. Открытие кредитными организациями банковских счетов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, осуществляется на основании свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, свидетельств о государственной регистрации юридических лиц, а также свидетельств о постановке на учет в налоговом органе. Кроме того, требуется предоставление карточки образцов подписей и печати, копии приказов о назначении лиц, которым предоставлено право первой и второй подписи расчетно-денежных документов и др. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Такая же обязанность ложится и на самого индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, с той лишь разницей, что исполнение данного предписания возможно в течение 10 дней с указанного момента.

Банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

Для того чтобы субъект предпринимательского права получил легитимную возможность заниматься предпринимательской деятельностью, ему в некоторых случаях, в зависимости от деятельности, которую он собирается осуществлять, необходимо пройти процедуру лицензирования.

Лицензирование – мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия, в свою очередь, представляет собой разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу.

Правовой основой лицензирования служит Федеральный закон от 08.08.2001 «О лицен-зировании отдельных видов деятельности». Основными принципами осуществления лицен-зирования являются:

– обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

– установление единого перечня лицензируемых видов деятельности;

– установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

– установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;

– гласность и открытость лицензирования;

– соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензия предоставляется на каждый вид деятельности. Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем на всей территории Российской Федерации. Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет, и может быть продлен по заявлению лицензиата.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

1) заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:

– полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;

– фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

– идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;

– лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются:

2) копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица;

3) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицен-зирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

4) копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.

Заявление о предоставлении лицензии и прилагаемые к нему документы в день поступления в лицензирующий орган принимаются по описи, копия которой с отметкой о дате приема указанных заявления и документов направляется (вручается) соискателю лицензии.

Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. На основании сделанных выводов лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

В случае принятия положительного решения в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основанием отказа в предоставлении лицензии является:

– наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;

– несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателем лицензии.

По заявлению соискателя лицензии или лицензиата в отношении отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в целях защиты имущественных прав и законных интересов граждан, может применяться упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.

Порядок лицензирования (общий порядок лицензирования или упрощенный порядок лицензирования) или возврат к применяемому ранее порядку лицензирования выбирается соискателем лицензии или лицензиатом самостоятельно.

Соискатель лицензии, изъявивший желание осуществлять лицензируемый вид деятельности и выбравший упрощенный порядок лицензирования, представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление и все необходимые документы, за исключением документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, а также копию договора страхования гражданской ответственности (с представлением оригинала в случае, если верность копии не засвидетельствована в нотариальном порядке).

В случае применения упрощенного порядка лицензирования решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении принимается лицензирующим органом в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Плановые проверки соответствия деятельности лицензиата, выбравшего упрощенный порядок лицензирования, лицензионным требованиям и условиям не проводятся.

Срок действия договора страхования гражданской ответственности или срок действия сертификата соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам должен быть не меньше срока действия лицензии.

Упрощенный порядок лицензирования может применяться при условии заключения соискателем лицензии или лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам в отношении лицензирования следующих видов деятельности:

– эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

– деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

– перевозки морским транспортом грузов;

– перевозки внутренним водным транспортом грузов;

– перевозки воздушным транспортом грузов;

– перевозки железнодорожным транспортом грузов;

– перевозки железнодорожным транспортом грузобагажа;

– транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути;

– погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте;

– погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах;

– погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;

– деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Перечень сертификатов соответствия осуществляемого лицензиатом лицензируемого вида деятельности международным стандартам, а также существенные условия договора страхования гражданской ответственности соискателя лицензии или лицензиата, при наличии которых может применяться упрощенный порядок лицензирования, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об админи-стративных правонарушениях.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата.

В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Действие лицензии прекращается со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности) либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя либо со дня окончания срока действия лицензии или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата - юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Источники предпринимательского права
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Имущество как основа предпринимательской деятельности
Собственность, иные вещные права и предпринимательство
Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
Правовой режим отдельных видов имущества предпринимателя
Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Становление и развитие института приватизации государственного и муниципального имущества в России
Нормативно-правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества на современном этапе
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации
Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности
Антимонопольное законодательство и полномочия антимонопольных органов
Конкуренция как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Монополия как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы монополистической деятельности
Государственный контроль за экономической концентрацией
Правовое регулирование естественных монополий
Субъекты малого предпринимательства: понятие и меры государственной поддержки
Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в г. Москве
Все страницы