Источники предпринимательского права

Источники предпринимательского права – разнообразные способы фиксации, объективирования юридических правил, регулирующих отношения между предпринимателями, а также между предпринимателями и иными субъектами права.

Нормативно-правовые акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту в иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, и по масштабу действия.

Очевидно, что главным источником предпринимательского права является Конституция РФ. Конституция РФ в целях создания основ единообразного предпринимательского правового регулирования:

1) признает многообразие форм собственности и их одинаковую государственную защиту;

2) устанавливает гарантии свободы экономической деятельности;

3) гарантирует создание и функционирование экономического пространства и единого общероссийского рынка, свободное перемещение товаров услуг и финансовых средств по всей территории России, поддержку и развитие добросовестной конкуренции, недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию;

4) подтверждает, что единственной денежной единицей в РФ является рубль;

5) фиксирует, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законодательством;

6) провозглашает Россию социальным государством, политика которого, в том числе в области экономики и предпринимательства, служит созданию условий для достойной жизни и свободного развития человека.

Формирование законодательства о предпринимательстве осуществлялось по двум основным направлениям:

а) принятие законов, определяющих общие условия для предпринимательской деятельности (Гражданский кодекс РФ, Закон «О защите конкуренции» и т.д.);

б) издание законодательных актов, направленных на регулирование предпринимательской деятельности в определенных сферах экономики («О банках и банковской деятельности»,
«О рекламе», «О несостоятельности (банкротстве)» и т.д.).

Среди законов особое значение имеет Гражданский кодекс РФ. Гражданское законо-дательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ). Следовательно, общие положения гражданского законо-дательства полностью распространяются на отношения с участием предпринимателей. Кроме того, для некоторых имущественных отношений с их участием в ГК РФ предусматриваются специальные правила. Специальный характер придан, в частности, положению, содержащемуся в п. 3 ст. 401 о повышенной ответственности предпринимателей. Такими же "специализирован-ными", направленными на урегулирование отношений с участием предпринимателей являются нормы о содержании и режиме предпринимательской деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2), об обычаях делового оборота (ст. 5), о недопустимости использования гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также недопустимости злоупотребления доминирующим положением на рынке (абз. 2 п. 1 ст. 10), о поставках товаров (ст. 506), о хранении на товарном складе (ст. 907), о доверительном управлении имуществом (ст. 1012) и т.д. Регулирование предпринимательской деятельности гражданско-правовыми методами создает защиту для предпринимателей в отношениях друг с другом и с потребителями.

Другие, помимо ГК РФ, федеральные законы, регулирующие предпринимательство, подразделяются на законы, содержащие общие для различных видов предпринимательства нормы, и на законы специального характера, содержащие нормы о регулировании отдельных сфер предпринимательства. К первым можно отнести законы «Об ипотеке», «О несостоятельности (банкротстве)», «О рекламе», «О приватизации государственного и муниципального имущества», «О рынке ценных бумаг», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите конкуренции», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О защите прав потребителей» и др.

Законами специального характера являются законы «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений», «Об организации страхового дела» и др.

Подзаконные правовые акты занимают не менее важное место при установлении правовых основ единого рынка. Важные для предпринимательства правовые нормы содержатся в подзаконных актах. К их числу относятся указы Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 90 Конституции России). Указы как средство регулирования хозяйственных отношений применяются при отсутствии законодательных решений по тем или иным вопросам, а также при необходимости оперативного развития законодательных положений.

Постановления Правительства РФ, принятые на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ, также входят в состав законодательства о предпринимательстве. Среди них Постановление Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 110 "Об утверждении Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи"; Постановление Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 45
"Об организации лицензирования отдельных видов деятельности"; Постановление Правительства РФ от 2 июня 2004 г. № 263 "О Совете по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации".

К числу подзаконных актов относятся также правовые акты министерств, ведомств, нормативные акты федеральных комиссий и ЦБ РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты в форме постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Не допускается принятие нормативных актов в форме писем и телеграмм[1].

С точки зрения второго критерия классификации законодательных актов о предпринимательстве, следует различать: 1) федеральные законы, принимаемые в сфере ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов (ст.ст. 71–72 Конституции РФ) и 2) законы субъектов Российской Федерации (ст. 73 Конституции РФ). К федеральным законам относятся: Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ "О лотереях", Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральный закон от 22 марта 2003 г. № 34-ФЗ "О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина в Российской Федерации" и др.

Обновление федеративного устройства сопровождается усложнением механизмов правотворчества. В соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты Российской Федерации имеют свое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Так, развивается законодательство субъектов РФ о малом бизнесе, о торговой деятельности.
В Москве приняты Закон г. Москвы от 28.06.95 №14 "Об основах малого предпринимательства в Москве", Закон г. Москвы от 9.12.98 №29 «О торговой деятельности в г. Москве».

С точки зрения третьего критерия классификации, можно выделить нормативные акты централизованного правового регулирования, осуществляемого нормотворческими органами государства, и акты локального регулирования. Среди последних важную роль играют корпоративные нормы, содержащиеся в локальных (корпоративных) актах, – уставах, учредительных договорах, положениях, разрабатываемые органами управления хозяйствующего субъекта и регулирующие отношения конкретной деятельности юридического лица.

Правовая система России достаточно четко разделяет сферы правотворчества и правоприменения. Однако судебная практика приобретает важное значение в системе правового регулирования предпринимательской деятельности, хотя и не является ее источником с позиций общеправовой теории.

Судебная практика по вопросам, касающимся предпринимательства, многообразна. Это прежде всего решения Конституционного Суда РФ, которые действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами, являются актами, содержащими важные прецеденты толкования. Это акты судов общей юрисдикции, имеющих право признавать недействующими законы субъектов Российской Федерации о предприни-мательстве в случае их противоречия федеральным законам.

Важную роль для единого понимания смысла применяемых норм законодательства о предпринимательстве играют постановления и разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. В некоторых случаях принимаются совместные постановления судебных органов. Так, Пленум ВС РФ и Пленум ВАС РФ 2 апреля 1997 г. приняли совместное Постановление № 4/8
"О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах". В целом судебные решения конкретизируют правовые нормы, восполняют пробелы в праве, которые неизбежно появляются в современных быстро меняющихся реалиях.

В сфере предпринимательства источником права признаются обычаи. Правовой обычай создается в результате сложения двух элементов: внутреннего, то есть соблюдение сложившегося правила участниками гражданского оборота, и внешнего, то есть в результате придания обязательной силы путем прямого указания об этом в правовых нормах. Правовой обычай в области предпринимательской деятельности называется обычаем делового оборота.

Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (п. 1 ст. 5 ГК РФ). В ряде статей ГК РФ содержатся отсылки к обычаям делового оборота (ст. 309, 311, 314, 315, 474, 478, 508, 848, 867, 992, 998 и т.д.).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применению подлежат правила международного договора. Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. "О международных договорах Российской Федерации"). Положения международных договоров применяются к отношениям, возникающим между лицами, осуществляющими предприниматель-скую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Важное значение имеют многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. В качестве примера отметим Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение заключается прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора, - куплю-продажу.



Оглавление
Российское предпринимательское право
Дидактический план
Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности
Предпринимательское право и его место в Российской правовой системе
Источники предпринимательского права
Право на занятие предпринимательской деятельностью: основания возникновения и способы осуществления этого права
Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности
Права и обязанности предпринимателя и их юридическое закрепление
Гарантии осуществления права на занятие предпринимательской деятельностью
Ответственность предпринимателя за ненадлежащее осуществление своих прав и исполнение обязанностей
Имущество как основа предпринимательской деятельности
Собственность, иные вещные права и предпринимательство
Формирование имущественной основы предпринимательской деятельности
Правовой режим отдельных видов имущества предпринимателя
Регулирование предпринимательской деятельности как функция государства. Основные цели государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности
Методы, средства и формы государственного регулирования экономики
Государственный контроль за предпринимательской деятельностью
Становление и развитие института приватизации государственного и муниципального имущества в России
Нормативно-правовое регулирование приватизации государственного и муниципального имущества на современном этапе
Понятие приватизации государственного и муниципального имущества. Субъекты и объекты приватизации
Порядок и способы приватизации государственной и муниципальной собственности
Антимонопольное законодательство и полномочия антимонопольных органов
Конкуренция как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы недобросовестной конкуренции
Монополия как объективное свойство рыночной экономики. Понятие и формы монополистической деятельности
Государственный контроль за экономической концентрацией
Правовое регулирование естественных монополий
Субъекты малого предпринимательства: понятие и меры государственной поддержки
Правовое регулирование поддержки малого предпринимательства в г. Москве
Все страницы