Взаимодействие педагога и ученика в современном мире

Взаимодействие - процесс взаимного влияния людей друг на друга в процессе общения; сопряжение систем взаимных воздействий.

В настоящее время взаимодействие между педагогом и воспитанником приобретает особо важное значение.

Опорная трактовка движущих сил развития личности ребенка восходит к идее Л.С. Выгот-ского о социальной ситуации развития: идея межиндивидуального становления высших психических функций. Взрослый для ребенка ? не просто условие личностного развития, а один из непосредственных участников этого процесса, его субъект. Между взрослым и ребенком устанавливаются глубокие личные взаимоотношения, или, точнее, взаимоотношения, внутри которых осуществляется личностное становление и развитие каждого. В этом смысле мы говорим о развивающих взаимодействиях в системе "взрослый ? ребенок" (шире ? "взрослые ? дети"). Совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных, живых контактах друг с другом ? вот та среда, в которой возникает и развивается личность ребенка и личность взрослого как воспитателя.

Идея межиндивидуального источника развития личности, при всей ее, казалось бы, простоте (а ныне ? и привычности), заставляет радикальным образом пересмотреть основную схему психолого-педагогических исследований: не только ребенок, но и взрослый не могут рассматриваться как объект программирования со стороны общества. За каждым остается возможность свободного самоопределения, право на выбор себя.

Представление о развивающих взаимодействиях нуждается в пояснении. Чем "развивающие взаимодействия" отличаются от "неразвивающих"? "Развивающие взаимодействия" ? между кем и кем? Почему "развивающие взаимодействия и воздействия", а не просто "воспитательские воздействия"? Обсудим эти вопросы.

Говоря о развивающих взаимодействиях, мы подчеркиваем, что каждый из вступающих во взаимодействие не просто "содействует развитию другого", но именно в этом находит условия для собственного личностного развития. Такой взгляд базируется на двух предпосылках: на концепции личности как субъекте идеальной представленности и продолженности человека в другом человеке и на идеях педагогики сотрудничества. В первом случае фиксируется тот фундаментальный факт, что быть личностью ? это значит осуществлять значимые преобразования жизнедеятельности другого лица. "Безличность" уподобима нейтрино: проходя сквозь толщу общения с другими людьми, человек не оставляет следов. Эффекты влияния человека на других людей могут быть как позитивными, так и разрушительными.

В последнем случае, оказывая на других то или иное влияние, находя свою идеальную представленность и на время продолженность в других людях, человек как бы сам себя разрушает: уничтожая другого, уничтожает и себя в другом. Возможен и другой случай ? жертвенное поведение. Предоставляя другому надлежащие условия жизни, человек исчерпывает себя, жертвуя собственными интересами и возможностями роста. Но в этом случае он со временем теряет ценность или сохраняет лишь реликтовую ценность для того человека, которому он посвятил себя.

Поэтому если понимать под воспитанием все более углубляющийся контакт между людьми, то взаимодействие между воспитателем и ребенком должно иметь взаиморазвивающий характер. И это второе обстоятельство мы должны особо выделить, характеризуя развивающие взаимодействия как возможный объект психолого-педагогических исследований. Развивающие взаимодействия и воздействия мы отличаем от воспитывающих воздействий, по выражению
С.Л. Рубинштейна, "воспитательных" действий и поступков.

С.Л. Рубинштейн отмечал, что воспитание в более узком смысле означает, что человек производит "...специальные действия, специальные поступки, предназначенные для того, чтобы воздействовать, специально формировать внутренние условия настоящего, морального поведения, или своими поступками вызывать ответные поступки, в которых эти внутренние условия формировались бы". Таким образом, внутри широкого спектра развивающих воздействий и взаимодействий могут быть выделены собственно воспитательные акты, отвечающие требованию ? "стать реальным условием надлежащей человеческой жизни других людей".

Этому фундаментальному различению, за которым, конечно, вырисовывается давняя философская традиция ? не отождествлять поступки и деяния, в экспериментальной психологии соответствует различение направленного и ненаправленного воздействия и особых смысловых оттенков при характеристике каждого.

Понятия "развивающие взаимодействия" и "воздействия" значительно шире понятий "воспитательный поступок" и "специальные воспитательные действия". Однако в педагогическом плане их объединяет категория ответственности за ближайшие и отдаленные последствия межиндивидуальных контактов.

В понятие "развивающие взаимодействия" мы вкладываем более широкий смысл, чем взаимодействие в диаде "взрослый ? ребенок". Речь идет о возможных формах взаимо-проникновения мира взрослых и мира детей, о многообразии этих форм. Таким образом, развивающие взаимодействия как объект психолого-педагогических исследований предстают перед нами в виде множества возможных предметов. В одном случае в поле зрения исследователей окажется, например, вопрос о том, как взаимоотношения между взрослыми отражаются на психическом здоровье, познавательном, волевом или эмоциональном развитии ребенка, не являются ли скрытые конфликты между взрослыми не менее опасными для развития ребенка, чем конфликты открытые и т.п. Существенно, что влияния, которые испытывает на себе ребенок со стороны взрослых, могут быть непреднамеренными, и, тем не менее, стимулировать или сковывать развитие ребенка.

Наряду с этим непременно должны быть выделены (или построены) такие формы взаимоотношений между взрослыми, которые с самого начала ориентированы на создание благоприятных условий для развития личности ребенка. Это вытекает из самой сути воспитания как содействия развитию личности в направлении общечеловеческих ценностей.

Традиционная модель воспитания, в которой один педагог и много воспитанников, сегодня дополняется моделью, в которой воспитанник и много педагогов взаимодействуют друг с другом и с ним (модель пока сугубо теоретическая).

Еще один вид развивающих взаимодействий ? когда в качестве источника развивающих воздействий на ребенка выступают взаимоотношения между педагогом и детьми.

И, наконец, такой вариант развивающих взаимодействий, когда в центре внимания оказывается диада "педагог - ученик" или более сложное образование: "воспитатель ? группа детей".

Таким образом, можно видеть, что многопроблемность возможных психолого-педагогических разработок в сфере взаимодействия предоставляет педагогу возможность выбора.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы