Волевое самовоспитание подростков

Возникновение потребности в самовоспитании - одна из самых ярких возрастных особенностей подростков. Уровень развития мышления, воли в этот период формирования личности, активно действующей в направлении самоутверждения, позволяет открыть подростку «волшебную» силу воли в этой ответственной и значительной для него деятельности. Возникнув стихийно, чаще как порыв, потребность совершенствовать себя находит удовлетворение в мальчишеских коллективах, в рискованных состязаниях в смелости, доказываемой и демонстри-руемой прыжками с крыш, с подножек поездов и т.д., или в упрямстве, выводящем из «равновесия» и родителей, и учителей.

Во всех этих случаях естественная и положительная потребность в самосовершенствовании характера выливается в нежелательные для воспитания виды активности подростков. С другой стороны, хорошо известно также, что педагогически управляемое самовоспитание, начинающееся с мечты, с интереса, превращается постепенно в важнейший факт развития личности. Самовоспитание может быть разным по содержанию (умственное, физическое, волевое, нравственное и т.д.) в зависимости от установки личности, создаваемом в процессе воспитания.

Доказано также, что по своей сущности самовоспитание является волевым процессом.

Существует два аспекта воли в самовоспитании ? влияние воспитания на формирование воли и воздействие воли на самовоспитание. Самовоспитание воли и волевую сторону самовоспитания объединяет процесс достижения. Говоря о волевом самовоспитании подростков, имеется в виду направленность его на развитие и формирование волевых качеств.

Как показал ряд исследований, раньше и охотнее всего подростки начинают заниматься волевым самовоспитанием. Оно вытекает из складывающейся установки на самоутверждение, для чего надо быть самостоятельным, смелым, настойчивым и т.д. Это не значит, конечно, что школьники этого возраста не хотят быть умными, сильными или что всякое другое самовоспитание является «не волевым». Подростки на основании личного опыта, знаний о людях и жизни, личных самонаблюдений приходят к правильной оценке воли как средства к достижению целей, как такого качества, которое определяет успех.

Воля расценивается как средство. Существует 6 специфических функций воли в процессе самовоспитания.

Подавляющее большинство учащихся рассматривают волевые качества как основу для активной и плодотворной жизни, ориентируются на выработку их у себя. К этому подростка подводят и его социальное положение, и предъявляемые к нему требования. Однако сама но себе ценностная ориентация на волевые качества, как показало наше исследование, не является еще показателем такого уровня психологической готовности к самовоспитанию, который выражается в осознанной, мотивированной потребности в самовоспитании воли.

Потребность во внешних впечатлениях является движущей в развитии психики, она питает знания и представления, воображение и желания, интересы и потребности ребенка.

Очень рано на основе этой потребности развивается другая ? внешнее подражание своеобразию поведения и деятельности людей.

Но и эта вторая потребность (один из наиболее устойчивых и ранних механизмов психической деятельности) претерпевает глубокие изменения в подростковом возрасте. Потребность в подражании, удовлетворяемая внешним «копированием» взрослых, перерастает в очень стойкую установку на отбор комплекса наиболее ценных качеств, имеющихся у взрослых, то есть, наряду с дифференциацией (не вообще подражать взрослому, а каким-то его особенностям), отмечается интеграция ее (не просто внешне подражать взрослому, а повторять его «сущность», становиться взрослым). Это качественное изменение потребности подражать приводит к формированию потребности в самовоспитании как специальной деятельности.

Избирательность отношения к волевым качествам взрослых завершается формированием идеала. Сопоставление «Я» с идеалом на основе моральных знаний и оценок, желаний и установок под воздействием воспитателей доводится до высшей ступени внутренней активности личности ? до потребности в самовоспитании. Это уже сознательная активная деятельность по развитию собственной личности. Хотя в следовании идеалу продолжают иметь определенное место и копирование, и подражание, осуществляются они на основе качественно новой потребности, осознанной необходимости двинуться вперед в своем развитии. И именно на этом этапе развития личности необходимо умелое, педагогически грамотное руководство самовоспитанием со стороны учителей и родителей.

Однако, когда речь идет о педагогическом руководстве процессом самовоспитания, не менее важным становится другой аспект ? специфика процесса самовоспитания, определяющая формы и методы педагогического воздействия.

Успех протекания самовоспитания в значительной мере определяется не только отношением к нему ученика, но и отношением к нему воспитателей, взрослых людей. Практика показывает, что пока существует неправомерная недооценка самовоспитания, остается низкой и эффективность воспитания. Перенос в систему личных ценностей того, что узнает ребенок (нормы морали и этики, оценка поступков, знаний и т.д.), происходит при таком обязательном условии, как поддержка взрослых авторитетных людей, подкрепление ценностей ориентации подростка со стороны учителей, родителей, старших братьев и сестер и т.д. Следовательно, рассмотрение вопроса о побуждении подростка к самовоспитанию должно идти по двум аспектам взаимосвязи с целостным процессом воспитания: готовность подростков к самовоспитанию и готовность воспитателей к педагогически правильному руководству самовоспитанием ребенка.

Под первым надо понимать передачу детям необходимых знаний о воле и самовоспитании, целенаправленную воспитательную работу в школе и семье (которая подводила бы к осознанию необходимости самовоспитания), создание положительного эмоционального отношения подростков к самовоспитанию, развитие активности, выражающейся в выработке индивидуальной программы самовоспитания.

Под вторым имеется в виду специальная психолого-педагогическая подготовка учителей, которая создает установку на целенаправленное подведение подростков к осознанию необходимости самовоспитания: вооружение учителей и классных руководителей знаниями о факторах развития личности, о самовоспитании, его приемах, о методах руководства им в школе, в семье, подготовке воспитателей к анализу процесса самовоспитания и в целом развития личности. При этом необходимо отметить, что задачи воспитания нередко pассматриваются только как задачи классного руководителя, а не всего коллектива учителей, работающих с классом. Это тоже снижает эффективность развития личности.

Разумеется, речь идет о первоначальном минимуме, так как практика руководства самовоспитанием расширяет, индивидуализирует и очень разнообразит каждый из этих аспектов. Но уже и это заставляет думать о том, что означает в практике школ недооценка самовоспитания и устранения классных руководителей от руководства этим процессом, вытекающим из всей логики развития личности, из логики воспитания.

Уровень волевого развития подростка ярче всего обнаруживается в успехах самовоспитания, являющегося волевым процессом.

Примерная программа самовоспитания по формированию воли включает 5 этапов.

На первом этапе (подготовительном) подростки подводятся к осознанию необходимости самовоспитания, формируются представления и понятия о воле, волевых качествах, направ-ленности личности и т.д. В итоге коллектив принимает единогласное решение начать волевое самовоспитание.

На втором этапе («настройка на самовоспитание») подросток часть программы по работе над собой выполняет вместе с коллективом (посещение утренней зарядки в роще ? май). В этот период подростки должны утром ежедневно являться в рощу с простейшим спортинвентарем (прыгалки, мячи, обручи и т.д.), в тренировочных костюмах, поочередно проводить коллективную зарядку. Посещение фиксируется классным руководителем в специальном журнале.

Третий этап («переходный» ? июнь) состоит в том, что снимается контроль классного руководителя, переставшего посещать зарядку. Журнал посещаемости ведут поочередно ответственные за зарядку. Учащимся предоставляется теперь больше самостоятельности.

Четвертый этап («самостоятельный») приходится на июль ? август, т.е. на каникулы. Все выполнение программы самовоспитания подросток осуществляет без контроля учителя и товари-щей, т.е. на основе самоконтроля. Каждый подросток должен вести дневник самовоспитания, дающий возможность судить и о систематичности, и о результативности выработки волевых качеств.

На пятом этапе к руководству самовоспитанием подключаются вначале родители (август ? сентябрь), а затем и школа ? опять коллектив и классный руководитель. Воспитание вновь стимулирует самовоспитание, но уже на более высоком уровне.

Анализ практики формирования воли позволяет сделать ряд выводов.

1. Потребность в самовоспитании, рождающаяся на определенном этапе развития подростка под влиянием условий жизни, деятельности, воспитания в зависимости от уровня развития воли, личного опыта и других особенностей подростков, проявляется в различной степени активности их в волевом самовоспитании. Интерес к самовоспитанию, внешне выраженная готовность к его проведению еще не всегда являются показателями возникшей потребности в самовоспитании. За ними нередко стоят импульсивность подростка, «психическое заражение», любопытство и т.д. Основным критерием этой потребности является высокая волевая активность подростка в применении приемов самовоспитания.

2. Неравномерность выработки у подростков потребности в самовоспитании объясняет относительную эффективность его и наличие спадов и подъемов в волевой активности подростков. Возникновение этой потребности определяет индивидуальность личности в целостном процессе ее развития в подростковом возрасте.

3. В силу недостаточного развития воли личности на подростковом этапе развития возможны не только спады и подъемы в самовоспитании, но и полная потеря интереса к нему. Эта особенность делает необходимыми коллективное начало самовоспитания, периодическую актуализацию методами соревнования, (введение элементов игры и т.д.).

4. Неравномерность выработки у подростков потребности в самовоспитании обуславливает строго конкретный индивидуальный подход к ним воспитателей, осуществляющих педагоги-ческое руководство процессом самовоспитания.

Дифференциация этого подхода должна быть тем большей, чем менее подростки подготовлены психологически к осуществлению самовоспитания.

5. Волевое самовоспитание подростков с устойчивой потребностью в нем создает известное напряжение, являющееся результатом целенаправленной работы личности по формированию механизмов волевой саморегуляции наведения и деятельности от самоприказа, самоконтроля и т.д. до привычек и прочных волевых качеств.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы