Специфика индивидуальности человека

Рассмотрим более подробно специфику индивидуальности. Понятие индивидуальности (как и понятие личности) относится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем, личность и индивидуальность ? это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два различных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации субъективной реальности.

Индивидуализация ? это самоопределенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная личность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индивидуальность ? это прорыв за границы “самости”, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Понятия “личность” и “индивидуальность” фиксируют разные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом “личность” мы употребляем такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым ее деятельную представленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, как о качествах самостоятельной сущности.

В философско-психологической литературе из двух определений человека ? личность и индивидуальность ? “вершинным” считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой реальности. Отечественный психолог Б.Г. Ананьев писал: “Если личность ? “вершина” всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность ? это “глубина” личности и субъекта деятельности”.

Понятие личности фиксирует социально значимые качества человека, описывает включенность индивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение общественных отношений.

Индивидуальность ? это не только и не столько включенность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь его выделенность из этих отношений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупности связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного “Я”.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: “Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти”. Эти нормы и ценности входят во внутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реальности индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

Индивидуальность человека ? явление многогранное. Для его описания используют определенный ряд терминов, каждый из которых подчеркивает специфическую особенность индивидуальности. Собирание ее целостного образа мы будем вести через анализ понятий, описывающих человеческую индивидуальность.

Любая индивидуальность выступает прежде всего как нечто единичное. Но она несводима к единичности. Единичность указывает лишь на факт существования индивидуальности, на ее наличность, но качественная определенность индивидуального бытия здесь отсутствует. Поэтому определение индивидуальности через единичность является формальной ее характеристикой, не связанной с ее подлинным содержанием.

Сущностное определение индивидуальности связано с использованием понятий “целостность”, “единство”, “неделимость”, “самобытность”, “авторство”, “укорененность в мире”, “собственный способ жизни” и т.п.

Сущность индивидуальности связана с целостным представлением о человеке, взятом в единстве всех его свойств и особенностей. Как отмечается многими авторами, термин “индивидуальность” означает единство многообразного, многое в одном. Б.Г. Ананьев полагал, что к индивидуальности следует подходить как к интеграции всех свойств человека как индивида, субъекта деятельности и личности.

Целостность индивидуальности - это взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. Индивидуальность включает в себя, во-первых, общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; во-вторых, особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; в-третьих, единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды. Эти черты и свойства, взятые во внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо.

Единство и целостность единичных и общих, природных и социальных свойств человека составляет его самобытную “самость”. Сущность индивидуальности как раз и связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, быть независимым, суверенным, самостоятельным существом.

Благодаря индивидуальности, человек творчески проявляет себя, становится субъектом исторической, гражданской и личной жизни, воплощая в себе все характеристики рода человеческого, обнаруживая себя как индивидуализированный род.

Индивидуальность есть особая форма бытия человека в обществе. Человек не совпадает с обществом, с группой, с другими, а представляет собой отдельность, живущую в рамках общественного целого своей особой жизнью. Как индивидуальность, человек выражает индивидуальный стиль деятельности, реализует собственный способ жизни.

В психологии используется понятие “тип индивидуальности”. Индивидуальность по самому существу своему в принципе не типологизируема. Потенциально ? сколько людей, столько индивидуальностей. Поэтому, “тип индивидуальности”? устойчивая сумма тех или иных черт и свойств субъективности, но не ее целостный образ, не уровень духовного бытия человека.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы