Позиция педагога в воспитательном процессе

Для того чтобы правильно определить профессиональную позицию педагога, необходимо определить, что означает само понятие "педагог".

Педагог ? это, во-первых, профессиональная роль, заключающаяся в принятии на себя полной меры ответственности за условия, характер и перспективы развития личности другого человека; во-вторых, это то лицо, которое является носителем этой роли.

За профессиональной ролью "педагог" вырисовывается универсальное отношение человека к человеку, заключающееся в том, что своими поступками, иногда помимо своей воли, люди изменяют условия жизни друг друга, обнаруживая свою идеальную представленность и продолженность в жизни другого.

К сфере профессиональной компетентности педагога относятся: 1) способность к ценностному самоопределению в отношении целей и средств воспитания, перспектив развития личности воспитанников; 2) овладение определенными технологиями педагогической работы и постоянное повышение педагогического мастерства; 3) развитие педагогической рефлексии.

Необходимость самоопределения ценностей воспитания, способов педагогической работы, ожиданий, предъявляемых к воспитаннику, вытекают из самой сути воспитания как приобщения к миру человеческих ценностей и норм взаимоотношений с миром, что невозможно без сознательного следования соответствующим нормам и ценностям. Существенно, что не только те элементы человеческой культуры, к которым педагог приобщает воспитанников (к чему следует стремиться, что обладает подлинным человеческим содержанием, а что мнимым, что вечно, а что суетно), но и сам акт самоопределения выступает как момент воспитания. Поэтому воспитание совершается ежечасно, в прямом контакте с воспитанниками как постоянный выбор и обоснование воспитателем своей шкалы ценностей, своих убеждений, своих взглядов на жизнь.

Овладение определенной "суммой технологий" педагогического мастерства ? существенное условие реализации ценностей воспитателя. В истории педагогики и ее современных разработках представлен богатый арсенал методик развивающих воздействий педагога на воспитанников (приемы воспитания, педагогические ситуации). Особая сложность, однако, заключается в том, что не существует какой-либо одной методики воспитания, которая была бы во всех случаях заведомо эффективна; кроме того, даже в контактах с одним и тем же воспитанником подход, однажды себя оправдавший, оказывается нерезультативным в последующем; наконец, ценность той или иной методики воспитания неотделима от особенностей личности того, кто ее применяет.

В отличие от технических устройств, развивающие технологии педагогического воздействия обращены не только к объекту воздействия (в данном случае ? воспитаннику), но и к субъекту педагогического процесса ? воспитателю, его индивидуальным возможностям и склонностям. Педагог вынужден каждый раз как бы заново строить свои отношения с воспитанником, личностный момент образует центр развивающих технологий, а не просто условие их реализации. Категорический императив воспитателя заключается в человечности как цели и ценности, в не утилитарности его отношения не только к воспитаннику, но и к самому себе как личности. Возможность творчества при этом основана на педагогической рефлексии.

Педагогическая рефлексия заключает в себе ряд взаимосвязанных моментов.

1. Осознание педагогом подлинных мотивов своей педагогической деятельности, своих "воспитательных" поступков и т.п. Декларируемые ценности и цели воспитания, как показывают наблюдения и специальные исследования, зачастую оказываются оттеснены и замещены побуж-дениями, которые не имеют с этими ценностями и целями ничего общего или даже противостоят воспитанию: конкурентные установки, самоутверждение, неосознаваемые "маневры" в общении, направленные против другого.

2. Умение отличить собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспи-танников (часто подобного рода трудности смешиваются, и в результате воспитанник оказывается ответствен за промахи воспитателя). Тем самым происходит "программирование" воспитанников.

3. Способность к эмпатии и децентрации.

4. Оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, умение видеть себя в зеркале жизни других людей. С помощью специальных психологических исследований удается выявить широкий спектр влияний, оказываемых индивидуальностью воспитателя на воспитанника. Показано, что в общении между ними происходит "передача" таких личностных черт воспитателя, как гибкость ? ригидность, оригинальность суждений и др.; в реальном или воображаемом присутствии воспитателей у их воспитанников изменяется протекание процессов восприятия; стиль руководства воспитателя обусловливает специфические особенности взаимных предпочтений и стиля взаимоотношений в среде воспитанников; самооценка воспитателя, его отношение к детям отражаются на нравственных установках воспитанников, в частности правдивости, добросовестности и т.п.

Существенно, что большей частью эти влияния совершенно не осознаются как воспитанниками, так и воспитателем. Между тем очевидно, что ответственность за развитие личности воспитанника предполагает способность осознавать и предвидеть последствия своих влияний, ориентацию на них в построении развивающих взаимодействий.

В результате взаимопроникновения профессиональных и индивидуальных черт личности педагога оформляется особое образование ? воспитательская позиция личности. Поскольку каждый общественный строй характеризуется множественностью представленных в нем укладов, противоречивостью интересов различных социальных групп, сочетанием консервативных и новаторских тенденций, в каждом обществе складываются условия для порождения некоторого многообразия воспитательских позиций. Вместе с тем от конкретного устройства общественной жизни зависит диапазон возможных вариаций воспитательских позиций, а когда воспитание превращается в массовую профессию ? преобладание той или иной ее формы. При этом общество как бы конструирует определенный выбор ролевых предписаний и производит отбор лиц, обладающих соответствующими чертами характера, особенностями общения и т.п.

Эпоха тоталитаризма, проповедуя идеологию человека-"винтика", по выражению одного из исследователей, должна была позаботиться и о производстве "отверток". В этих условиях распространение получил учебно-дисциплинарный подход, выражающий и вместе с тем формирующий следующие основные черты воспитательской позиции педагога:

? цель: вооружить знаниями, умениями и навыками, привить послушание;

? лозунг в ходе взаимодействия воспитателя с воспитанниками: "Делай, как Я!";

? вынужденная линия поведения: реализация программы, подчинение требованиям руковод-ства и контролирующих инстанций;

? взгляд на воспитанника лишь как на объект приложения сил воспитательской системы;

? ведущие способы общения: наставления, разъяснения, запреты, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.

В результате ? взаимное отчуждение педагога и воспитанников. На стороне педагога ? закрепление или формирование негативных черт характера: менторство, внешне обвинительный стиль реагирования на фрустрацию, эмоциональное застревание, "прокурорский" личностный профиль. На стороне ученика ? преобладание пассивности над активностью, невротизация и психопатизация. За пределами контакта с педагогом поведение может резко меняться, формируется двойной стандарт поведения.

В условиях демократизации общественной жизни складываются предпосылки для распро-странения и развития личностно-ориентированного подхода в воспитании. Соответствующие черты воспитательской позиции:

? цель: содействие становлению и развитию личности воспитанника;

? в общении с детьми педагог придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе";

? основная линия поведения: не подтягивать воспитанника к некоторым заранее известным стандартам, а координировать свои ожидания и требования с задачей максимально полно развернуть замечаемые в ходе общения возможности личностного роста воспитанника;

? способы общения: понимание, признание и принятие другого.

Взгляд на воспитанника как на полноценного, сотрудничающего партнера. Сами воспитатели открыты, способны к росту, проявляют интерес к профессии. Эффект воспитания проявляется в расширении "степеней свободы" воспитанника - его способностей, прав, перспектив.

Очевидно, что только в рамках личностно-ориентированного подхода могут полноценно проявить себя такие черты профессии воспитателя, как ценностное самоопределение, овладение развивающими технологиями и педагогическая рефлексия. Однако традиционные методы подготовки воспитателя не обеспечивают формирование этих профессиональных возможностей, для этого требуются радикальные изменения сути и способов подготовки воспитателей-профессионалов. К числу эффективных методов подготовки и переподготовки воспитателей могут быть отнесены семинары-тренинги, творческие семинары-симпозиумы, видеотренинг и др.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы