Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»

Как ни парадоксально, но главный способ осуществления тактики «содействия» - это еще большая, чем в тактике «помощи», отстраненность педагога от реального участия в действиях ребенка по решению его конкретной проблемы.

Смысл «содействия» заключен в том, что педагог занимает позицию «слушающего» и «вопрошающего». Он, намеренно избегая позиции «советчика» и «эксперта»:

- сдерживает сиюминутные желания ребенка действовать, вовлекая его в процесс осмысления того, что он намеревается сделать;

- постоянно интересуется его мнением о происходящем и отношением к нему;

- упрощает конструкцию его ответов, выделяя в них главный смысл, уточняя при этом: «Правильно ли я тебя понял, ты сказал следующее...»;

- расширяет возможности выбора, предлагая новые варианты решения проблемы.

Педагог занимает в тактике «содействия» позицию «рефлексивного зеркала» ребенка:

- воспроизводит его ответы, как это делает эхо, тем самым обеспечивает ребенку возможность услышать самого себя «со стороны»;

- использует инверсию (перестановку, преобразование), как средство возвращения ребенку противоречий, содержащихся в его намерениях (утверждениях, аргументации и т.д.), которые ребенок не заметил или не захотел принимать во внимание;

- организует обратную связь (отражение), используя визуальную фиксацию положений, которые высказывает ребенок. Кредо тактики «взаимодействия»: договор - это испытание свободой и ответственностью.

Ребенок растет не только потому, что его учат, а еще и потому, что он сам активно учится всему - всему, чему сам хочет учиться. Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто назидателен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность. Тактика «взаимодействия» необходима в той ситуации, когда ребенок готов сам решать свою проблему. И он запрашивает у педагога помощь в этом.

Педагог в общении с ребенком реально может помочь ему при решении жизненной проблемы, дополнив его в том, в чем ребенок пока недостаточен.

Образовательный эффект тактики «взаимодействия» состоит прежде всего в том, что ребенок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может продемонстрировать ребенку различные способы, которые помогают ему и ребенку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация «вживлять в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.

Педагог через договор создает условия для освоения ребенком решения собственной проблемы путем проектирования целостной деятельности. В этой ситуации ребенок от начала до конца проходит путь субъекта решения собственной проблемы, от определения ее сути и постановки целей до рефлексии деятельности и оценки ее результатов. Причем договорные обязательства позволяют выделить долю участия каждого партнера и оценить его личный вклад в общее дело. Таким образом, ребенок получает возможность для самопознания и самоанализа.

Тактика «содействия» развивает критические, аналитические способности ребенка; помогает ему понять, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решения, и именно поэтому нельзя обойтись без выбора - способа выражения своего свободного волеизъявления. Отсутствие давления извне не только создает для ребенка ситуацию выбора в условиях свободы, что и делает необходимым для него определять, в чем состоит суть его ответственности за совершенный выбор.

Педагог через процедуры, связанные с договором, создаст для ребенка условия овладения логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы