Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников

Основными стратегиями педагога, желающего не только наладить личный контакт с учени-ками, но и способствовать развитию личности ребенка выступают содействие и взаимодействие.

При этом тактики "содействия" и "взаимодействия" рассматриваются в единстве не случайно. Переход к этим тактикам как способу организации педагогической поддержки возможен только после того, как ребенок благодаря тактикам "защиты" и "помощи" разблокирует свою активность и будет свободен для поиска и выбора.

Главные условия перехода к тактикам "содействия" и "взаимодействия":

а) ребенок объективно и субъективно не является "жертвой обстоятельств";

б) у ребенка достаточно стабильное эмоциональное состояние;

в) самооценка ребенка не занижена.

Кредо тактики "содействия": ребенок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Педагог содействует ребенку в преодолении страха перед неизвестным. Педагог, целенаправленно создавая условия для развития способностей ребенка совершать выбор, содействует расширению его субъектного опыта.

Нередко возникают ситуации, когда ребенок может разрешить проблему белее успешно, но не делает этого. Объективно для этого нет преград, которые он не мог бы преодолеть, но субъективно ребенок не хочет (или ему кажется, что не может) выходить за привычные способы действия, которые гарантированно приносят ему некоторую успешность. Так «не хочет» или «не может» - вот в чем вопрос. Если ребенок сможет найти на него однозначный ответ, значит, он самоопределился в проблеме. Теперь дело только за проектированием деятельности по ее решению.

Взрослым хотелось бы, чтобы процесс самоопределения поскорее завершился однозначным целеполаганием. Действительно, если бы ребенок оказался «одержимым» выбранной целью, тогда, невзирая ни на какие «соблазны жизни», он шел бы прямой дорогой по наращиванию способностей для реализации этой цели. А педагог с удовольствием создавал бы ему условия для самореализации: почему же не помочь ребенку, если цель хороша.

Недооценка педагогами значимости процесса самоопределения как условия, в котором ребенок наращивает способности ответственно осуществлять выбор, приводит к тому, что взрослые совершают незаметную подмену «свободы выбора» «необходимостью выбора».

Свобода выбора состоит в том, что ребенок, осознанно выделяя предмет выбора, сам решает: выбирать это или нет.

Необходимость выбора состоит в том, что ребенок не имеет возможности сказать: «Нет, ни под каким предлогом я этого выбирать не буду!» В этой ситуации отказ от выбора равен признанию ребенком, что наказание за «несовершенный выбор» неотвратимо. От диапазона вариантов выбора зависит и диапазон «мнимой» свободы выбора.

Например, ребенок хочет учиться в лицейском классе, потому что там учатся все его друзья. Но ему объявляют, что по «уровню способностей ему лучше учиться в классе для «нормальных, неодаренных». «Но я хочу в лицейский!» -«Там тебе будет плохо!» - сочувственно заявляют ему взрослые.- «Мне с друзьями хорошо. Я не хочу в другой класс!» - «А мы с такими оценками тебя в лицейский класс взять не можем! Выбирай!»

Что и как должен выбирать в этой ситуации ребенок? Что бы ни говорили взрослые о том, что в их школе существует возможность выбора «различных траекторий образования», для этого конкретного ребенка нет выбора. Это за него выбирают, а точнее его «дифференцируют ему же во благо». А он не принимает этого «блага», поскольку форма «свободы выбора, предоставленная ему», существует в его опыте и сознании как форма подавления его «хочу», игнорирование его подлинного интереса.

Реализуя тактику «содействия», педагог в качестве главной образовательной ценности сохраняет для ребенка условия, при которых он познает истинный смысл самоопределения как свободы и ответственности за собственный выбор.

Для педагога, принимающего тактику «содействия», не существует «сверхцели» в виде обязательного появления у ребенка на данном этапе деятельности вместо активности. Известно, что цель - это обязательство человека перед самим собой ее выполнить. Однако каким образом возникает это обязательство?

1. Обязательство человека может появиться в форме «послания» от других людей. В этом случае ребенок воспринимает его следующим образом:

а) «Ты должен это сделать. Если ты это сделаешь, то мы... Выбирай!»;

б) «Ты должен это сделать, но если ты не сделаешь, то мы... Выбирай!». По сути, это классическая ситуация договора на условиях «ты - нам, мы – тебе». Иногда такой договор представляется ребенку лишь как условие «из двух зол выбрать меньшее», но ему хотелось бы вообще не выбирать зло для себя, в какой бы мере оно ни было ему представлено.

Ребенок стремится «перевести» эту ситуацию в более удобную (и безопасную) «ты - мне, я - тебе». В этом случае у него есть некий «зазор» свободы, он имеет право первым оценить действия другого по отношению к себе, а уже потом действовать в ответ. Это дает ему небольшую возможность для маневра.

В условиях «ты - нам, мы – тебе» ребенок априори первым попадает под оценку. Известно, что именно внешняя оценка, боязнь ее, невозможность преодолеть и переступить ее является не только благом для ребенка, которое объективно содержится во взрослом контроле и опеке, но и злом, если он всю жизнь собирается оставаться опекаемым. Такая установка и такой образ жизни опасны, поскольку, лишившись «опекуна», человек остается психологически (и как следствие - социально и личностно) беспомощным. Если он усвоил механизм «перевода ситуации «ты - нам, мы - тебе в ситуацию «ты - мне, я - тебе», то, возможно, он овладел позицией «манипулятора» и имеет богатый опыт ее использования.

2. Обязательство человека может появиться от самого себя вследствие поиска, раздумий.
В этом случае послание «самому себе» может быть предъявлено следующим образом:

а) я должен сделать это, иначе я не добьюсь того, чего хочу;

б) я должен сделать это, даже если пока я этого не могу;

в) я должен сделать это, потому что это моя цель.

Единственное и непременное требование, которое педагог предъявляет к ребенку в тактике «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор - попробуй проверить себя!»

Кредо тактики «содействия» не противоречит общей целевой направленности педагогической поддержки - создать условия для выращивания в ребенке субъекта жизнедеятельности.

Субъект не возникает из «ниоткуда» и не возникает из «деятельности». Человек «сам из себя порождает» субъекта в процессе самоопределения, определяя свое отношение не только к тому, что он выбирает, но и как он выбирает, кем считает и утверждает себя среди людей.

Этот выбор не только «умозрительный». Он происходит среди других людей и затрагивает их чувства, интересы, права, поэтому ребенок имеет возможность «самоиспытать» себя в реальных условиях жизни и, желая получать условия для самореализации, порой оказывается в условиях самоопределения.

Самореализация представляется в данном контексте как успешное движение ребенка в разрешении своей проблемы в опоре на свои имеющиеся могу». Он может не замечать, что часть его успеха содержится в тактичной и незаметной помощи, которую ему оказывают окружающие. В результате появляется уверенность в себе.

Самоопределение - это попытка найти и самому признать правильной и верной единую линию своего поведения в условиях множества «я хочу», каждое из которых претендует на единственно правильное и верное, но при этом находится в столкновении (противоречии, конфликте) с другими «я хочу». Выбирая между своими «я хочу», человек выбирает для себя самого свое единственное «я достойное».

Так через самоопределение человек обретает условие становиться распорядителем собствен-ных душевных сил, а значит, обретает чувство ответственности за свое «я достойное». Однако в отличие от результата процесс обретения не представляется однозначным, прямолинейным, уверенным. Это путь обретения через сомнение - самый мучительный и конфликтный для человека, это траектория его движения, которую он прокладывает не только в пределах знакомого, а потому с большей вероятностью прогнозируемого. Любая ситуация, которая построена «не так, как хочется» и решается «не так, как можется», - это то неизвестное, которое человеку необходимо освоить, и стать кем-то в этом освоенном.

Например, выпускник школы предполагал (и даже был уверен), что сдаст вступительные экзамены в вуз. Однако задача попалась трудная, нужная формула сразу на ум не пришла, он разволновался и в результате не прошел по конкурсу. Что делать? Как самоопределиться в этой ситуации? Куда двигаться дальше? В другой вуз не хочется. Работать - кем? где? за сколько? За маленькую зарплату - не имеет смысла, времени жалко. Большую зарплату никто не предлагает, а если и предлагают, то этого делать не хочется. Идти в армию - вообще нет никакого смысла. Как-то вдруг получилось, что в одну минуту еще недавно уверенного в себе и своем будущем юношу «обступили» все его «я не хочу» и «я не могу». Нет только необходимой и спасительной для него точки: «Я должен». Это точка его цели, а ее нет. Чтобы ее найти, нужно самоопределиться.

Проблема ребенка, которую ему может помочь обнаружить и решить педагог, используя тактику «содействия», не столько житейская, бытовая, сколько образовательная. Чтобы ребенок адекватно преодолевал границы возрастного развития, ему необходимо наращивать способности относиться к себе с позиции субъекта своей жизнедеятельности. Для этого ему необходимо освоить не только возможность выбора и его культурные формы, но и научиться осознавать себя человеком, свободно выбирающим, но это невозможно, если не позволять себе реально действовать в соответствии со своим выбором.

В.И. Слободчиков, характеризуя различные ипостаси, в которых происходит становление и развитие субъективной реальности, определяет, что человек тогда является субъектом, когда он является носителем предметно-практической деятельности и распорядителем душевных сил.

Соединяя в себе возможности и способности реально действовать и выбирать то, что считает для себя важным, чем готов поступиться, он проявляет в этом одновременно себя, свой характер, свое отношение к другим, свое отношение к вещам. А в совокупности каждый день он выражает свое отношение к жизни, самоопределяясь и самореализуясь в ней.

Педагога, использующего тактику «содействия», отличает то, что он «не работает» на будущее ребенка, «не определяет» его будущее, он реально создает условия для того, чтобы ребенок, поспешая в будущее, в меру способности строил свое настоящее и управлял им. Не учился умозрительно фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы