Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации

Реабилитация (от лат. Re вновь, habilins – удобный, приспособление) комплекс медико-психологических, педагогических, социальных мероприятий, направленных на восстановление и коррекцию нарушенных психических функций, состояний, личного и социального статуса раненых, инвалидов, лиц, перенесших заболевание, получивших психологическую травму.

Социальная реабилитация комплекс социальных, экономических, психологических, педагогических, военно-профессиональных и медицинских мероприятий, направленных на восста-новление разрушенных или утраченных человеком ресурсов жизнедеятельности, социальных связей и отношений.

Понятие «реабилитация» было внесено в науку в конце XIX века, что в буквальном переводе с позднелатинского «rehabilitation» означает восстановление и возникло в медицине. Медицинская реабилитация по сути очень близка к терапии. Однако в отличие от реабилитации задача лечения - это медико-биологическое восстановление организма. Основной же целью медицинской реабилитации является медико-социальное восстановление на основе определенной деятельности. Она направлена на восстановление или компенсацию утраченных и нарушенных функций, проведение различных лечебных и корригирующих мероприятий, приспосабливающих людей к жизни, военной службе и общественно-полезной деятельности.

«Реабилитация» - понятие более емкое, чем «лечение» в традиционном смысле этого слова. Оно включает в себя на различных этапах элементы как «профилактики» так и «лечения», преследуя цель вернуть не только здоровье, но и ценности жизни индивидуума в максимально возможной степени, его положение в обществе («важно прибавить не только годы к жизни, но и жизнь к годам»).

В медицинском аспекте термин «реабилитация» означает процесс, целью которого является предупреждение развития предотвратимой инвалидности в период лечения заболевания и помощь инвалидам в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они годны в рамках существующего заболевания или телесного недуга.

В настоящее время принято, кроме медицинского, выделять и другие аспекты реабилитации; их содержание трактуют, исходя из буквального применения смысловой нагрузки слова «реабилитация»:

- социальный - восстановление утраченных социальных функций и связей со средой жизнеобеспечения;

- юридический - восстановление доброго имени и юридических прав в силу отмены ранее признанной виновности;

- психологический - восстановление потерянных способностей личности как проявление ее пластичности.

Большую значимость для исследования реабилитации представляют работы философов и социальных психологов конца 70-х - начала 80-х годов XX века, посвященные проблеме личности как субъекта деятельности и общения, ее саморегуляции и целостности процесса ее становления. Реабилитация, выражая взаимоотношение индивида и общества, где индивид выступает одновре-менно субъектом и объектом отношений, раскрывают различные стороны этого взаимодействия. Эта взаимосвязь в аспекте онтогенеза раскрывает механизм социального становления человека, формируя его в качестве субъекта процесса общественной жизни, усвоения индивидом социального опыта, активное приспособление к окружающему, как явление, выражающее процесс взаимодействия общества и личности. В ходе этого процесса происходит согласование норм, ценностей, убеждений, знаний отдельного человека с нормами, ценностями и т.д. того коллектива, той социальной группы, в которую данный человек входит.

У личности важно формировать гибкость в оценке самой себя, умение под напором опыта переоценивать ранее возникшую систему ценностей. Для личности и ее поведения, важное значение имеет формирование «Я-концепции», которая является ничем иным, как системой самовосприятия. Кроме того, в процессе реадаптации к обычным условиям у индивида возникает потребность в позитивном отношении к себе со стороны окружающих, положительное отношение окружающих превращается в положительное отношение личности к самому себе, в веру в себя и способствует сближению реального и идеального «Я» личности.

На основании уже известных исследований можно сделать вывод, что реабилитация связана не только с преодолением семейной проблематики, случаев насилия, социальной дискриминации участников, а также с изменением представления ребенка о самом себе.

На уровне личности реабилитация ребенка осуществляется с учетом его индивидуальных качеств и свойств и представляет систему усилий, направленных на восстановление его адаптационных способностей.

Социальный смысл реабилитации - создание условий для восстановления потенциала естественного развития духовных и нравственных сил индивида, на принципе уважения к человеку как существу, способному к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, а также самовосстановлению утраченных или деформированных знаний, навыков и умений в организации своей жизнедеятельности при благоприятных условиях. При этом предполагается активное внешнее воздействие специалиста, проводящего диагностику, проектирование и осуществляю-щего коррекцию объективных условий жизнедеятельности. В то же время ясно, что без ведущей внутренней активности реабилитационный результат не достигается.

Приоритетное направление реабилитационных мероприятий определяется исходя из психофизиологических особенностей, состояния здоровья, уровня развития воспитанников различных типов учреждений. В комплекс входят медицинские, психологические, педагогические и социальные мероприятия, которые, объединены в понятие «реабилитация», а дети с отклонениями в развитии, дети-сироты, дети-правонарушители, дети из семей, относящихся к группе социального риска были обозначены как приоритетный объект реабилитация.

Основные причины детерминирующие необходимость реабилитацию:

- медико-биологические (наследственные, врожденные, возникшие в период жизни);

- психологические (отношение к окружающему, разная степень формирования способностей, темперамента и характера);

- социально-экономические (урбанизация, проблемы современной семьи, отсутствие правильной организации досуга детей, воздействие СМИ и др.);

- педагогические (наличие или отсутствие систематического воспитания, предотвращающего возникновение отрицательных предпосылок для развития).

Исследователи выделяют достаточно большой комплекс средств социальной реабилитации людей:

- организация жизни в рамках сюжетно-игровой модели;

- искусство и культура;

- физическая культура и т.д.

Таким образом, любая воспитательная и образовательная деятельность может иметь реабилитационный эффект.

Воспитательная система может выполнять реабилитационной функции.

Основными характеристиками воспитательных систем являются:

- использование реабилитационного потенциала учебно-воспитательного процесса;

- создание благоприятного социально-психологического климата, условий для развития каждого школьника, независимо от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей, наклонностей;

- целенаправленное формирование навыков здорового образа жизни;

- интеграция деятельности педагогов, психологов, медицинских работников.

Важно также отметить особенности, имеющие фоновое значение для проведения реаби-литации:

- уровень взаимной поддержки;

- культурный уровень;

- отношение к действиям,

- быстрая замена негативной обстановки на обычную.

Реабилитация тесно связана с процессом адаптации. Если этот процесс проходит нормально, то личность со временем успешно «привыкает» к условиям среды обитания и интегрируется в общество в соответствии с нормами и требованиями, выработанными в нем. А если возможности социализации личности человека ограничены, он нуждается в помощи социального педагога, который путем создания ряда специальных ситуаций выводит его на более высокий уровень социализации, а значит, способствует его адаптации.

Правомерно утверждать, что социальная реабилитация является частью комплекса социальной помощи.

Ведущим звеном процесса реабилитации является рациональная организация деятельности и отношений, направленная на формирование положительного опыта жизнедеятельности. Базовым условием эффективной реабилитации является создание системы методов и средств воспитания внутреннего механизма саморегуляции, обеспечивающего защищенность личности, с учетом всей сложности выявленных девиаций и реализуемой совместными усилиями педагогов, психологов, медицинских работников.

Специфика в построении и развитии системы реабилитации должна базироваться на ряде методологических и организационно-методических принципов:

- гуманистического содержания системы реабилитации;

- типологии и учета потребностей, уровня притязаний, круга ребенка для развития системы реабилитации;

- государственного характера гарантии развития системы реабилитации;

- популяционно-центристского уровня решения проблемы реабилитации.

Специфика организационно-методических принципов деятельности системы реабилитации заключается в следующем:

- комплексность и непрерывность реабилитации требуют комплексного подхода к взаимосвязи циклов медицинских, социальных, педагогических, профессиональных, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;

- общедоступность системы требует приближения организованных структур реабилитации (центров, кабинетов и пр.) к каждому ребенку и к месту жительства, осуществления преемственности и этапности предпринимаемых мер в работе этих структур;

- методическое многообразие требует использования научно обоснованных концепций медицинской, психологической, педагогической, социальной и профессиональной реабилитации.

Таким образом, можно сделать следующие вывод, что реабилитация - действенная система взаимообусловленных и взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели, устранение проблем в ресоциализации личности ребенка.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы