Образовательные возможности договора

Договор имеет колоссальные образовательные возможности. Много веков назад людьми был открыт механизм ненасильственною способа разрешения конфликтов. Многое из того, что человечество изобрело, кануло в Лету, а договор не только не утратил своего значения, но и становится единственным условием мирного сосуществования людей на планете.

По существу, именно овладение договором как культурным механизмом регулирует отношения, возникающие между разными людьми на принципах равных прав и равных ответственностей.

Равенство в договоре определяется добровольным стремлением людей к согласию и сотрудничеству, что, возможно, потребует от них добровольного отказа от притязаний, которые входят в неразрешимое противоречие с их собственными желаниями (внутренний конфликт между «я и я»).

Договор - это всегда выбор как минимум двух людей, построенный на расширении одних возможностей и ограничении других. Расширению подлежат общие интересы, ограничению - попытки одной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет ограничения прав другой стороны.

Эта закономерность действует и в договоре, заключенном между педагогом и ребенком. Следует учесть, что договор будет эффективен, если:

- для педагога и ребенка договор является возможностью объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;

- оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;

- между педагогом и ребенком существуют доверительные и открытые отношения;

- они готовы к совместному исследованию проблемы;

- совместных сил ребенка и педагога достаточно для решения проблемы.

Отношение ребенка к себе как к субъекту собственной проблемы, понимающему, что он обладает правом свободного выбора, обязательно должно быть зафиксировано в его сознании через принцип: ребенок сам выбирает себе партнера по договору, тем самым он берет на себя ответственность не нарушать принятых при совместном обсуждении договоренностей.

Вот почему педагог может предлагать ребенку «защиту», «помощь», «содействие», но он должен воздержаться от того, чтобы первым предлагать ребенку вступить с ним в договорные отношения. Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) ребенку - выбирать или нет педагога доверенным лицом.

В образовательном договоре педагог избирается ребенком в качестве доверенного лица, которому ребенок готов открыть свои не только сильные, но и слабые стороны. Именно на усиление своих слабых сторон рассчитывает ребенок, доверяя педагогу свои проблемы и запрашивая его помощи.

Специфика договора между ребенком и педагогом в образовании состоит в позиции педагога, которую он занимает в этом процессе. Педагог, с одной стороны, действует наравне с ребенком по всем правилам и обязательствам, которые они установили и согласовали друг с другом, преследуя, как и ребенок, цель - эффективно разрешить ситуацию. Но, с другой стороны, педагог, будучи профессионалом, имеет свою «сверхцель» - создание необходимых условий для целостного образования ребенка.

Исходя из этих задач, педагог использует договор в качестве особой образовательной техно-логии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотрудничество».



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы