Функции самовоспитания

Функции воспитания в самовоспитании многообразны.

Во-первых, воспитание формирует движущие силы саморазвития, определяет цели и идеалы личности, т.е. развивает самосознание до уровня, при котором становится возможным самовоспитание.

Во-вторых, воспитание призвано компенсировать естественные в подростковом возрасте недостатки в развитии воли, научить работать над собой. Например, опыт показал, что подростки с низким уровнем развития волевых качеств могут работать над собой, но лишь в том случае, если функции контроля, регулирования и т.п. будут осуществлять детский коллектив, семья, педагоги. Происходит своеобразная компенсация недостатков развития воли ребенка волей коллектива, требовательностью и контролем взрослых. И на этой основе постепенно и следует усложнять характер волевой деятельности самого ребенка, оставляя за воспитанием функцию формирования и развития побудительных стимулов работы над собой.

В-третьих, даже на самом высоком уровне развития ребенка сохранится необходимость воспитания, которое призвано формировать идеалы, цели жизни, развивать интересы и потребности, а через них ? определять цели и задачи самовоспитания. Во всех случаях воспитание также призвано создавать благоприятные внешние условия для достижения успехов в работе подростков над собой.

В-четвертых, самовоспитание ? процесс, в котором постоянно изменяются побудительные стимулы, уровень подготовленности к работе над собой, характер самоуправления самовос-питанием. В этом процессе неизбежны спады и подъемы, скрытые и явные периоды самовоспитания, успехи и неудачи, развитие у себя положительных качеств, борьба с недостатками. Этим сложным процессом нельзя не руководить.

Из всего этого и вытекает важное условие: только в связи с воспитанием самовоспитание в школьные годы может обеспечить личности движение вперед, может помочь преодолеть неизбежные противоречия и нейтрализовать возможные отрицательные явления. Но то же самое относится и к воспитанию. Оно может выполнять все свои функции только при всемерном использовании самовоспитания в формировании подростка. Вот почему ориентация на самовоспитание в ходе любой воспитательной работы, во всех направлениях развития подростка не только допустима, но и необходима.

Хотя направленность на самовоспитание и не всегда ведет к нему, но в результате воспитательной работы происходит активизация и других форм самосовершенствования личности: ориентации на взрослого и коллектив, приспособления и подражания. Следовательно, воспитание, направленное на самовоспитание, в целом ускоряет темпы формирования качеств, активизирует деятельность, развивающую силу и способности ребенка.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы