Формирование навыков и умений самовоспитания

Почему школьники работают над собой, и какие для этого нужны умения и навыки?

Хотеть и уметь воспитывать себя ? вот что нужно школьникам для успешного самовоспитания. При этом различаются внешние и внутренние побуждения к работе над собой. К внешним стимулам самовоспитания относятся экономические и политические условия жизни, моральные требования общества и требования коллектива к личности. Если все эти внешние стимулы совпадают с личными интересами и потребностями развития начинается самовос-питание.

К внутренним побуждениям самовоспитания ученые относят потребности, цели, внутренние противоречия, самоутверждение в коллектив, критичность, самокритичность, пример, идеал и др.

Исследования показали, что старшие подростки работают над собой преимущественно в трех направлениях:

  1. вырабатывают силу воли;

  2. устраняют недостатки;

  3. формируют положительные нравственные качества.

Наблюдения подтвердили также, что основным мотивами самовоспитания являются:

- цели, которые ставит школьник в связи с жизнью коллектива, и которые согласуются с его личными интересами, стремлениями;

- желание подготовить себя к избранной профессии;

- потребность выработать у себя качества идеала;

- система ведущих мотивов самовоспитания, заставляющая подростка совершенствоваться в той или иной области учения, труда;

- стремление к достижению успеха в определенной области;

- пример других людей;

- желание самому стать примером для сверстников и младших детей.

Стимулы самовоспитания у старших подростков весьма разнообразны, и работать над собой учащихся всегда побуждает сразу несколько мотивов. Исследования показали наличие большого числа несоответствий между желанием заниматься самовоспитанием, между требованиями и мотивами самовоспитания и реальным ходом работы подростков над собой. Большинство подростков хочет, но не умеет работать над собой, так как не владеет приемами самовоспитания.

Исследования показали, что для эффективного самовоспитания учащиеся должны владеть приемами:

  1. самокритичности;

  2. требовательности к себе;

  3. планирования процесса самовоспитания.

Важным приемом самовоспитания является самокритичность. Основные уровни самокри-тичности:

- учащийся самокритичен во всем;

- самокритичен в главном;

- самокритичен при всеобщем недовольстве его поведением;

- несамокритичен, но критикует других.

Важнейшим приемом, необходимым для самовоспитания, выступает требовательность к себе. Основные уровни требовательности учащегося:

- требователен к себе во всех случаях, всюду;

- требователен к себе в учебе и поведении;

- требовательность к себе выше, чем требовательность к другим;

- требователен к себе в области своего увлечения;

- нетребователен к себе и придирчив ко всем.

Планирование работы над собой является также одним из важных приемов самовоспитания. Оценивается планирование по наличию следующих данных:

- имеет ли учащийся определенную цель самовоспитания, устойчива ли она;

- умеет ли ставить задачи, исходя из поставленной цели;

- умеет ли выполнять намеченное точно в срок;

- умеет ли исправлять методы работы над собой в случае неудачи, предъявлять к себе более высокие требования, когда достигнута цель.

Планирование работы над собой идет по-разному. Это планы на один день, неделю, четверть, на год и т.д. Исследования показали, что наиболее успешно идет работа у тех, кто имеет не только конкретные задачи на неделю или месяц, но и ставит перед собой задачу выработки определенных качеств на более длительный срок.

К числу других приемов самовоспитания, которыми также должен владеть подросток, обычно относят самоприказ, самоодобрение, самоосуждение, самопринуждение и т.д.

Научить школьников воспитывать самих себя, сформировать у них потребность в самовоспитании и самообразовании, потребность в систематическом расширении и углублении ? задача не из легких. Необходимо активизировать самовоспитание у детей.

Активизация самовоспитания заключается в следующем:

- надо стимулировать всех подростков к постоянному самовоспитанию;

- необходимо конкретизировать задания по самовоспитанию с учетом стремлений подростков, их целей, индивидуальных особенностей, следует разъяснять им способы работы над собой.

Чтобы добиться желаемых результатов, на первых порах нужно установить постоянный контроль со стороны воспитателей. А главное необходимо, чтобы ребята сами ставили задачу воспитывать себя, чтобы контроль переходил в самоконтроль.

Система обучения приемам самовоспитания должна включать последовательную выработку, в первую очередь, волевых качеств. Наиболее доступным в начале самовоспитания является воспитание выдержки: не выходить из себя ни при каких условиях, не получать от учителей замечаний, удерживать себя от соблазнов, не капризничать, не ссориться и т.п. Затем следует воспитывать умение доводить дело до конца, настойчивость; не браться за много дел сразу, сначала сделать одно, потом браться за другое, если взялся что-то делать, делай на совесть, не отступай при поражениях, не хнычь при неудачах, умей добиваться своего в большом, серьезном деле, не бойся трудностей и преград и т.д.

Специальная работа необходима для воспитания организованности, без которой нельзя выработать умение планировать самовоспитание. Для выработки организованности наиболее подходящие типы упражнений следующие: определение режима для каждого дня недели, исходя из общего режима; составление правил приготовления домашних заданий; установление режима спортивных тренировок; четкое распределение времени и т.п. С целью выработки организованности мы применили такие приемы, как приучение к порядку в классе и дома, поручения учащимся организовать субботники, воскресники, экскурсии и наладить работу с октябрятами, оказывать помощь неорганизованным и слабоуспевающим сверстникам.

Для развития самокритики успешно используются такие формы работы, как составление самохарактеристик, самоанализ поведения в игре, спортивных соревнованиях, самохарактеристика внешности: описание своей одежды, своего внешнего вида, походки и т.д. Хорошо побуждают к самокритике анализ результатов своего общественно полезного труда, отчеты о выполнении общественных поручений. Развитие критики в коллективе также побуждает к самокритике.

Воспитание требовательности к себе зависит, в первую очередь, от общих успехов коллектива. Если товарищи показывают примеры правильного отношения к людям, к учению, к общественным поручениям, если к тому же в классе развивается соревнование, то это весьма эффективно влияет на требовательность к себе.

Следовательно, воспитание коллектива есть основное условие формирования большинства приемов самовоспитания, так как именно в коллективной жизни и вырабатываются все качества, необходимые для работы над собой.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы