Этапы самовоспитания

Самовоспитание в своем развитии проходит ряд этапов.

1 этап включает осознание подростком своего образа жизни, осмысление значимости той деятельности, которая требует развития сил и способностей. Этой цели служат разнообразные виды деятельности подростков, циклы бесед о морали и нравственности, о жизни, помогающие осознать практический опыт. Кроме бесед, в воспитательной работе используются встречи с лучшими людьми города и села, дружба с производственными коллективами, различного рода вечера, конференции, диспуты, помогающие учащимся оценивать свое поведение. Когда воспитаннику ясно, почему та или иная деятельность необходима, изменяется и его отношение к делу, окружающим людям, к самому себе. На этой основе возникает желание заниматься самовоспитанием, интерес к нему. Но в то же время развивается самосознание, определяются идеалы, цели жизни, т.е. формируются внутренние факторы, регулирующие ход самовоспитания. На данном этапе возникает потребность в работе над собой, и педагог помогает подросткам выявить их положительные и отрицательные качества, осознать, какие последствия в будущем может дать их терпимое отношение к своим слабостям, знакомит с людьми, обладающими положительными качествами, вызывая желание походить на них, и т.д.

2 этап включает овладение навыками самостоятельной работы в той области жизни или деятельности, в которой подросток хочет добиться успеха.

Предварительное обучение подростков рациональным методам подготовки домашних заданий, заучиванию стихотворений, умению делать выводы из наблюдений и фактов и т.д. позволяет вовлечь подростков в самообразование, в самовоспитание внимания, памяти или способностей. То же самое наблюдается и в других областях самосовершенствования школьников ? физической, нравственной, эстетической. На базе формирования самостоятельности происходит становление основных черт характера, волевых качеств, умений и навыков, необходимых для самовоспитания.

3 этап включает организацию деятельности, убеждающей в необходимости выработать у себя качества, связанные с элементами самовоспитания. Это наиболее ответственный этап при переходе воспитания в самовоспитание, поскольку желание стать лучше без такой деятельности так и остается желанием, а планы самовоспитания оказываются невыполнимыми. Только деятельность, соответствующим образом организованная педагогами, превращает желание стать лучше в потребность в самовоспитании, помогает сделать планы самосовершенствования реальностью. Лишь при этом условии субъект деятельности может из объекта превратиться в субъект воспитания, из формируемой в личность, создающую себя.

4 этап включает психологическую и практическую подготовку к самовоспитанию. Этот этап начинается тогда, когда подросток внутренне подготовлен к работе над собой. Очень важно определить главное направление в работе, выявив общие интересы подростков, и в этом направлении организовать подготовку к самовоспитанию.

Включение элементов самовоспитания в процесс формирования подростка, максимальное использование работы над собой в воспитательных целях. На этом этапе воспитание призвано осуществить специальную подготовку к самовоспитанию, организовать его и создавать благо-приятные условия для применения и развития тех качеств, которые подросток должен у себя выработать.

5 этап (высший) заключается в переходе воспитания в самовоспитание. Это уже самостоятельное самовоспитание. Обязанности воспитания - повлиять на цели и задачи самовос-питания, формировать целеустремленность, принципиальность, активность. Самовоспитание начинается тогда, когда подросток хочет и умеет работать над собой, когда оформились цели и задачи самовоспитания. Но на этом этапе необходимо воспитание, которое всегда сохраняет значение главной, высшей силы, формирующей внутренние побудительные факторы самовоспитания, дающей оценку работе подростков над собой.

5.5. Самовоспитание и коллектив

Наиболее эффективно самовоспитание осуществляется в процессе правильно организованной жизни коллектива, когда личность активно участвует в изменении жизненных обстоятельств. В результате своей деятельности подросток может проверить cоответствие своего «я» требованиям жизни, изменить себя в соответствии с внешними требованиями и внутренними потребностями, а затем вновь проверить, насколько его измененное «я» отвечает требованиям жизни и уже измененным обстоятельствам.

Исследования показывают, что воспитание, самовоспитание, формирование коллектива и личности одновременно на основе единой деятельности, осуществляются во взаимосвязи друг с другом. С этой точки зрения, практическая подготовка к самовоспитанию не менее важна для формирования коллектива, чем для работы подростков над собой. А формирование коллектива не менее важно для самовоспитания, чем для текущей воспитательной работы. Чем выше уровень развития коллектива, тем сильнее его воздействие на самовоспитание каждого, чем серьезнее самовоспитание, тем быстрее идет становление актива, развитие коллективистических отношений, тем эффективнее влияние коллектива на личность.

Если деятельность детского коллектива соответствующим образом организована, она одновременно служит и воспитанию, и самовоспитанию подростков. Развитие организованности и самостоятельности в коллективе способствует организации работы над собой, дисциплина влияет на самодисциплину, критика на самокритику и т.д. У ребенка в его жизни в коллективе формируется особое качество, имеющее как бы две стороны: одна служит самоуправлению и самовоспитанию, другая ? взаимоотношению с коллективом, совместной деятельности. Поэтому нельзя разрывать воспитание, дисциплину и самодисциплину, критичность и самокритичность, долг и совесть, обязанности и личную ответственность и т.д.

Все это дает возможность рассматривать самовоспитание как составную, неотделимую часть воспитания, как работу над собой на коллективной основе.

Исследование сущности самовоспитания показывает, что работа над собой, несмотря на ее внутренний, самостоятельный характер, направляется и управляется воспитанием. Самовос-питание объединяет результаты развития самой личности и целенаправленных внешних педагогических воздействий, которые воспринимаются воспитанником.

Таким образом, сущность самовоспитания заключается в соединении объективных и субъективных факторов развития в единый, целостный процесс, причем обеспечиваются максимально благоприятные внешние условия и самый высокий уровень активности самого ребенка. Проблема самовоспитания ? это проблема индивидуализации воспитания и самостоятельности, активности ребенка в его собственном формировании, это проблема максимального развития самосознания и воли.



Оглавление
Воспитание личности школьника.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие личности и индивидуальности
Специфика индивидуальности человека
Психологические образования индивидуальности человека
Сущность и механизмы воспитания индивидуальности
Барьеры в воспитании
Психологические основы формирования личности
Роль воспитания в моральном развитии личности
Психологические основы формирования интеллектуальных качеств
Психологические основы формирования характера
Формирование волевых качеств
Основные подходы к рассмотрению сущности и содержания реабилитации
Технология социальной реабилитации
Индивидуальное консультирование как средство социальной реабилитации
Общение, его функции и условия эффективности
Взаимодействие педагога и ученика в современном мире
Позиция педагога в воспитательном процессе
Основные стратегии взаимодействия педагога и воспитанников
Взаимодействие педагога и ребенка в построении договорного пространства
Позиции и приемы, реализуемые в тактике «содействия»
Образовательные возможности договора
Виды договора
Сущность и содержание самовоспитания
Методы самовоспитания
Функции самовоспитания
Этапы самовоспитания
Формирование навыков и умений самовоспитания
Волевое самовоспитание подростков
Все страницы