Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье

На протяжении всего существования человечества люди пытаются разобраться, в чем заключается секрет гениальных, талантливых личностей, объяснить этот удивительный феномен. Найти рецепты воспитания, которые могли бы раскрыть в человеке различные стороны таланта. Но, несмотря на обилие литературы по этому поводу, однозначного ответа нет. Даже нет определения таланта. Настолько это явление душевного мира человека загадочно, что нередко при жизни самого человека его соплеменники не признавали в нем творческого гения – подобных примеров в истории науки, искусства предостаточно.

Было бы очень заманчиво разработать, наконец, рецепт такого образа жизни, при котором максимально раскрываются талантливые стороны человеческой жизни, соблюдение которых гарантировало бы личности путь к гениальности. Но таких рецепторов нет. Можно с помощью физических упражнений оздоровить свое тело, специальными методиками улучшить память, поменяв образ жизни, из немощной развалины превратиться в оптимистичного бодрого и цветущего человека. Но рецептов такого образа жизни, который создавал бы гениев – нет.

Это вовсе не означает, что люди не должны соблюдать выработанные веками правила личной гигиены, гигиены физического и психического здоровья – это мудрые, чаще всего, не сложные, но очень действенные советы достойны того, чтобы их выполнять. Это все входит в понятие культуры человека. “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли” (Чехов А.П.).

Несмотря на отсутствие “рецепторов гениальности”, в истории много поучительных примеров из жизни талантливых людей, которые показывают подчас непостижимую, но реально действующую силу духа человека на его тело.

Вот лишь один пример – краткое жизнеописание древнеримского философа Сенеки. Этот ученый не только много теоретизировал о взаимоотношении тела и духа, но и практикой собственной жизни подтвердил сказанное: “Угождайте же телу лишь настолько, насколько нужно для поддержания его крепости – писал он – и такой образ жизни считайте единственно здоровым и целебным… Слишком многое порабощает раба собственного тела – того, кто слишком за него боится и все мерит его меркой… Чрезмерная любовь к нему тревожит нас страхами, обременяет заботами, обрекает на позор…. К тому же груз плоти, обрастая, угнетает дух и лишает его подвижности….. тело, хоть без него и не обойтись, для нас более необходим, чем важно…. Наш царь – заключает Сенека – это душа и именно она управляет телом”.

Следовательно, внимание к телу оправдано лишь при условии, если это способствует укреплению психики. Избыточное внимание к телу, которое ведет в его изнеженности и слабости, размягчает душу, лишает психику должной гибкости и устойчивости. Таким образом, при всей важности крепкого и здорового тела, способствующего развитию крепости и силы духа, ведущая, главенствующая роль в жизни человека отводится именно духу.

Эти выводы Сенека сделан на основе своего жизненного опыта.

В молодые годы он был настолько болен, что дважды пытался покончить жизнь самоубийством. Именно в этот период своей жизни он навлек на себя гнев императора Калигулы, завидовавшего его уму и красноречию и потому отдавшего приказ убить его. Приближенные Калигулы, хорошо осведомленные о состоянии здоровья философа, посоветовали императору отменить этот приказ, дабы не возбуждать кривотолков, так как Сенека сам должен умереть в ближайшее время. Но Сенека не только не умер, но сумел через несколько лет полностью восстановить свое здоровье. Его работа над своим телом и психикой была настолько успешной, что в одном из своих писем он пишет: “Прожить сколько нужно – всегда в нашей власти”.

Пример Сенеки, утверждавшего, что “философом надо быть не на словах, а на деле”, показывает, что достигший полноты власти над своим телом человек способен проявлять невообразимую силу духа. Эта сила духа проявилась не только в чуде исцеления и жизни Сенеки, но и в том, как тот ушел из этого мира.

Его смерть трагична. За участие в заговоре против императора Нерона, он в возрасте 70 лет был приговорен к смертной казни. Нерон предоставил Сенеки возможность покончить жизнь самоубийством. Вот как это описано историком Тацианом: “Сохраняя спокойствие духа, Сенека велит принести его завещание, но так как центурион воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его состояния, а именно образ жизни, которого он держался…..Вместе с тем, он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывов к твердости, спрашивая, где же предписания мудрости, где выработанные в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях?” Затем Сенека вскрыл себе вены на руках. Однако, увидя, что старческая его кровь вытекает медленно, он перерезал также артерии на ногах. Опасаясь, чтобы вид его не смутил жену, он велел перенести себя в другое помещение. Но смерть все не приходила. Сенека приказал дать ему яду, но яд не действовал. Тогда философ приказал посадить себя в горячую ванну. Сделав “возлияние Юпитеру Освободителю”, он вскоре испустил дух.

А вот другой, исторический пример, совершенно противоположный первому. К сожалению, не всегда большой ум сопровождается такой же силой духа. Немецкий философ Ф.Ницше о своем уме писал, как о проявлении высшей человеческой возможности, в одной из его книг имеется глава, которая называется “Отчего я так умен”. Тем не менее, его отношение к своему мозгу и своему телу было поистине антиинтеллектуальным. В результате к 35 годам, он потерял сон и аппетит. В течение 11 лет он почти ни разу не ложился спать без снотворного. Лишь за один месяц он мог принять 50 граммов хлоралгидрата. В 39 лет он пишет: “Страшные и почти непрерывные страдания заставляют меня с жадностью ожидать конца”. В 45 лет он тяжело заболевает психически и в таком состоянии живет еще 11 лет.

Вот только два исторических примера жизни двух талантливых философов прошлого, которые так по-разному относились к понятию “здоровый образ жизни”.

В современном обществе формы человеческих взаимоотношений, человеческая психика настолько многообразны, что для их изучения сформирован специальный раздел, который получил название “психогигиена”. Психогигиеной называют науку об обеспечении, сохранении и поддержании психического здоровья, иными словами, систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья человека. Психогигиена со времени ее зарождения была постоянно и непосредственно связана с психопрофилактикой, предупреждением возникновения, формирования и развития психических болезней.

Но если психопрофилактика больше нацелена на предупреждение возникновения конкретных психических расстройств, то основной задачей психогигиены является формирование и поддержание психического здоровья. Психогигиена также связана с психотерапией, поскольку последняя содержит многие приемы и методы лечения возникших заболеваний и коррекции нормальных качеств индивидуальности.

Следует помнить, что психика, субъктивный мир человека не только чрезвычайно изменчивы, но, что более важно, непрерывно обновляются, совершенствуются, заполняются элементами нового. Поэтому ставить знак равенства между психикой ребенка, подростка, юноши, человека зрелого возраста и пожилого нельзя. Исходя из сравнительно-возрастных особенностей формирования психики на разных этапах жизни человека, психогигиена подразделяется на психогигиену детства, юношества, зрелого возраста и пожилых людей. Каждый из этих разделов, практически, отдельная область знаний. Например, главная особенность деятельности ребенка сводится к тому, что она проявляется всегда в играх. Ни в каком возрасте игра не имеет такого значения для формирования психики, как в детском. Именно поэтому правильная последовательно усложняемая организация игровой деятельности ребенка – залог более последовательного и строгого формирования психики.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы