Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней

Сущность человека, его здоровье и болезни можно правильно понимать исходя из, соотношения социального и биологического, что представляет собой ключ к “шифру” определения природы человека. Человек – уникальное создание Природы. С одной стороны – это высшая ступень развития животных организмов на Земле, человек разумный относится к подтипу позвоночных, отряду приматов, классу млекопитающих. Его тело, органы, системы органов “работают”, подчиняясь законам биологии. Черты “животности” как говорил Ф.Энгельс, никогда не исчезнут у человека, его сущность проявляется в биологических, природных отношениях. Но в отличие, от животных, способных в лучшем случае лишь собирать средства существования, человек производит их для удовлетворения своих жизненных потребностей, т.е. выступает как активная, преобразующая природу сила и, изменяя природу, человек активно преобразует и самого себя, свои общественные отношения.

Человек – общественное, социальное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Понимание, изучение и признание биологической и социальной сущности человека лежит в основе осознания категории здоровья и болезни человека.

Философы, натуралисты, врачи древнего мира (Китая, Греции, Индии, Рима, Александрии) считали природу человека подобием природы, мира, космоса: человек – “микрокосмос” в “микрокосмосе” – и состоит, как и космос, из тех же элементов: воды, воздуха, огня, дерева и других твердых и жидких тел, элементов. Эти представления стали основой учений о сущности болезней и здоровья. Космогонические теории рассматривали здоровье как гармонию, “баланс” космических элементов организма, а болезнь – как дисгормонию, “дисбаланс”. Греческий врач Гален, одним из первых анатомировал мозг человека и животных. Особенное значение, он придавал тому факту, что полости мозга (желудочки мозга) заполнены жидкостью. Он считал, что все физические функции тела, состояние здоровья и болезни зависят от распределения в организме четырех жидкостей: крови, флегмы (слизи), черной желчи и желтой желчи. Каждая из них, по определению Галена, имела свою функцию. Кровь поддерживала жизненный дух животного, флегма вызывала вялость, черная желчь обусловливала меланхолию, а желтая желчь – гнев. Представления Галена так глубоко проникли в научную мысль Запада, что на протяжении почти полутора тысяч лет роль этих основных жидкостей по существу не подвергалась сомнению (рис. 4 ).

Рис. 4. Четыре жидкости тела:

а – слишком большое количество черной желчи удерживает меланхолика в постели;

б – избыток крови заставляет кавалера играть на лютне для свой дамы;

в – желтая желчь заставляет холерика-мужа бить жену;

г – флегма делает возлюбленную несговорчивой

В основе других теорий лежали соотношения атомов, монад, корпускул и пр., но принцип оставался прежним: равновесие, гармония – это здоровье, нарушение этого баланса приводит к болезни. Но уже в древности, особенно у античных мыслителей и врачей в результате наблюдений над жизнью людей, их образа и условий жизни складывались убеждения и о роли, поведенческих, т.е. социальных факторов. Аристотель называл человека общественным животным.

История науки о человеке и, находящаяся под их влиянием, медицина представляла собой нарастающий вал наблюдений и доказательств значения человеческих отношений, социальных условий и факторов для человека, его природы и развития. Ренессанс, извлекший из обломков римской империи и из паутины религиозного догматизма средневековья культ человеческой красоты и достоинства, возродил духовные и социальные начала в человеке, деятельного существа, способного не только любоваться природой, но и влияющего на нее. Только человек обладает духовной сущностью, талантом, способностью к творчеству, активному созиданию, познанию Природы. Эти свойства человеческой сущности становятся все больше предметов внимания, размышлений, наблюдений на полотнах и скульптурах, предметом диспутов и научных трактатов. Все больше деятельность, духовный мир и общение людей, т.е. социальное начало включается в его природу и находит отражение в философских и научных трудах.

Концентрация социологизации происходит у французских философов-просветителей, в том числе у врачей – философов-материалистов Ле Руа, Ламетри, Канабиса. Они добавили к исследованию природных свойств человека важнейший аспект – пользование предметами и орудиями труда и развитие сознания, мышления. Гельвеций говорил, что человек – животное с особой внешней организацией, руками и пользующийся оружием и орудиями труда. Декард, Гобсс, другие философы и естествоиспытатели особо подчеркивали значение членораздельной речи, сознания, составляющие сущность человека. Юм, Кант и др. философы говорили о человеке как о разумном существе, производящем орудия. Франклину принадлежит широко известная формула: человек – животное, делающее орудия.

Большинство мыслителей ХVII – ХVIII вв. оставались на уровне познания сущности человека, который Фейербах и др. назвали антропологическим принципом. По существу, и русские просветители, философы-материалисты ХIХ в. Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.П. Герцен и даже Н.Г. Чернышевский не далеко ушли от антропологического принципа. Отвергая сущность человека как исключительно духовную, они не смогли выйти за пределы его телесной и психической организации в единстве с окружающей средой. Социальное, общественное в человека не могло полно трактоваться, так как изготовление орудий и пользование ими признавалось не как свойство внутренне присущее человеку, а как обрамление, проявление его жизнедеятельности. Однако, Н.Г.Чернышевский и другие не только подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств и психической деятельности с мозгом, но и связь человека с его трудовой деятельностью как источника богатство общества.

Это был шаг навстречу диалектико-материалистической методологии, учению о сущности человека, не только биологического, высокоразвитого организма, но и как производителя и носителя общественных отношений, следствия его трудовой, производственной деятельности. Человек – не просто биологический или антропологический комплекс, природный абстракт из биологических свойств и качеств индивида, а продукт общественных отношений, созданных людьми в процессе их трудовой, производительной деятельности.

Итак, понимание сущности человека – ключ к решению проблемы соотношения социального и биологического, как основы осознания категории болезней и человека. Это четко представляли себе основоположники социальной медицины в нашей стране. Они не отрывали социальное от биологического, подчеркивали примат социального, которое опосредует биологическое, преобразует его. Всякая попытка рассматривать человеческий организм вне общества указывал З.П. Соловьев, является только “призвольной и совершенно искусственной абстракцией”.

Исходя из представлений о человеке как о новом историческом качестве, социальном существе, решается проблема соотношения социального и биологического, на уровне человека социальное опосредует биологическое, преобразует его, следовательно, все состояния человека, в том числе состояние болезни и здоровья нельзя понять, оценить лишь на основе биологических (естественнонаучных) знаний, без учета его социальных свойств и качеств, вернее его социальной сущности – главенствующего начала в человеке. Однако будет неправильным и исходить только из социальных характеристик, из абстрактно-социологических представлений, так как биологическое в человеке остается его природной основой.

Еще раз повторим. Человек – уникальное явление на Земле, новое качество, создающий общество и формирующийся им, производное и носитель общественных отношений.

Такая позиция – исходное понимание здоровья и болезней человека, которые многообразны, сложны и не должны сводится к какой-то одной причине – биологической, энергетической, кибернетической и пр., требует особого нового комплексного подхода, который объединяет и учитывает многоплановость человеческого существа. Это позиция системного подхода, системного анализа. Конечно, сложно при оценке причины заболевания понять, обнаружить, а главное, правильно рассчитать вклад конкретных условий в процесс развития изучаемого заболевания, но это необходимо.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы