Социальные стрессы

“Стресс” – это современное слово, которое широко используется во многих популярных журналах и книгах. Тысячи пособий по практической психологии обещают научить, как избежать стресса или справиться с ним. Но, согласно Гансу Селье, крупнейшему авторитету в этой области, стресс” – это “неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование”. Вы хотите от вашего мозга и тела такой реакции, которая помогла бы вам справиться с требованиями, предъявляемыми болезнью или такими событиями, как выпускные экзамены, решающая подача в теннисном матче или важное деловое интервью. Требования и изменения, порождающие стресс, открывают возможности для адаптации к новым условиях жизни.

Таким образом, стресс далеко не всегда наносит ущерб. Исследования показали, что мышата, которые время от времени подвергались умеренным стрессам (взятие в руки, слабые электрические разряды), впоследствии лучше переносили стрессовые ситуации, чем мыши того же помета, прежде не подвергавшиеся таким воздействиям. Вырастая, они становились более сильными и крупными, а их надпочечники были большего размера.

Стресс в нормальных условиях обеспечивает условия здоровья – это эустресс. Измененный под влиянием неблагоприятных условий стресс вызывает патологическую реакцию, заболевание, такой стресс Селье определяет как – дистресс.

Потенциально опасным и для животных, и для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов (“стрессоров”), затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации.

Теория Селье явилась ответом на резко изменившееся состояние здоровья населения, “натиск” хронически протекающих заболеваний, сформировавшийся неэпидемический тип или профиль патологии, который стал результатом влияния не отдельных патогенных факторов, причин, а целого комплекса патогенных ситуаций, приводящих к “болезням цивилизации”.

Ведущая роль в обеспечении реакций стресса, по Селье, принадлежит “адаптивным гормонам” коры надпочечников, передней доли гипофиза, тимуса. Но, безусловно, реакции организма обеспечиваются согласованной деятельностью всех систем организма, под управлением нейроэндокринной системы.

Человек – это социальное существо, социальная, общественная сущность человека уже неоднократно разбиралась. Поэтому физическое и психическое здоровье человека напрямую связано с благополучной социальной атмосферой вокруг него. Под понятием “социальные стрессы” выступают самые разнообразные факторы жизни человека. Социальные стрессы определяются неспецифическими факторами.

Многие психологические и физиологические исследования подтвердили связь между эмоциями и болезнью. В одном крупномасштабном исследовании пять тысяч больных сообщили о том, какие события в их жизни предшествовали физическому заболеванию. Исследователи обнаружили, что во многих случаях, имели место драматические жизненные коллизии. Больные рассказывали о таких событиях, как смерть супруга, развод, брак, смена местожительства, потеря работы, уход на пенсию. При анализе полученных данных, психологи пришли к выводу, что преодоление жизненных кризисов, особенно когда эти способы преодоления неудачны, может снизить сопротивляемость организма.

Опыты Джея Р.Кэплана на обезьянах показали, что социальные стрессы могут приводить к атеросклерозу, т.е. уплотнению стенок артерий. Все обезьяны с самого рождения находились на благоприятной в этом отношении диете, в их пище содержалось мало насыщенных жиров и почти не было холестерина. Через два года некоторых особей подвергли воздействию стрессорных условий, связанных с обычными социальными взаимоотношениями обезьян. Например, отдельных особей несколько раз изымали из их группы и переводили в другую группу, где у них не было определенного места в иерархии и надо было бороться за свое положение. Кроме того, в группу обезьян-самцов на двухнедельный период допускалась самка в состоянии течки, и возникала стрессовая ситуация борьбы за ее благосклонность. В результате у обезьян, испытавших стресс, оказалось больше артериальных поражений и они имели более серьезный характер, чем у обезьян, чья социальная жизнь была стабильной.

Насколько далека аналогия между стрессами социальной жизни обезьян, и стрессами, с которыми сталкивается, скажем, служащая среднего ранга или работающая мать-одиночка? Первая получает от своего начальства директивы, которые должна выполнять, но вероятно, не участвует в принятии соответствующего решения. Она почти все время осознает, что должна конкурировать по службе, а те, кто занимает более низкое по сравнению с ней положение, точно так же конкурируют между собой, стремясь получить ее должность. Большую часть своей социальной жизни она проводит вместе с другими служащими из своей корпорации, так что служебными заботами пронизана и ее личная жизнь. Добавьте сюда неудобства передвижения в общественном транспорте в часы пик, необходимость летать в командировки, испытывать при этом полетную дазадаптацию, и вы найдете все причины для стресса.

Жизнь работающей матери-одиночки часто требует согласования по меньшей мере трех конфликтных целей: требований ее работы, психологических и социальных нужд ее детей и желания личного самоутверждения. Насколько серьезно должен быть простужен кто-то из детей, чтобы мать не пошла на работу? Что она может поделать, если ее сын участвует в спортивных играх в тот день, когда ей приходится быть на работе до позднего вечера. В конце концов она чувствует, что утрачивает контроль над своими решениями. Что-то важное всегда остается не сделанным.

Продолжительный стресс подобного рода создает психологическое состояние, которое обычно называют тревогой или беспокойством. В современном сложном мире – это удел многих. Наша лимбическая система – “животный мозг” – выполняет свои функции, организуя эмоциональную реакцию, а наша кора контролирует и видоизменяет ее, поддерживается тонкий баланс. Но если мы чувствуем, что вещи ускользают от нашего контроля, что стрессоры бесконечно накапливаются, этот баланс может быть нарушен. Возможно, что состояние тревоги – это конфликт между лимбическими и корковыми импульсами.

Современное экономическо-политическое положение России создает огромное количество разнообразных социальных стрессов. Самым мощным стрессовым фактором является чрезвычайно низкая оплата профессионального труда человека. Неадекватность заработанной платы не способной обеспечить нормальную жизнь самого работающего, не говоря о его детях, за которых он несет ответственность. Невозможность существовать на такую зарплату, порождает постоянный не проходящий конфликт между отцовским (материнским) долгом, между профессиональным выполнением своей работы, конфликт между собственной совестью, порядоченностью, честностью. Например, низкая оплата труда военнослужащих, офицеров порождает конфликт между выполнением воинского долга и отцовского долга, долга перед семьей. Служба подразумевает полную временную отдачу, поэтому, честно несущие свой воинский долг офицеры не имеют возможностей для дополнительного заработка. Такая ненормальная ситуация, созданная социальными условиями жизни, приводит к развитию депрессий, заболеваниям и самоубийствам. Аналогичная картина наблюдается и в сфере здравоохранения, образования и т.д. Развитие постоянного, эмоционального стресса обусловлено созданием, по сути, неразрешимой для данного человека ситуации. Причем страдают от этой ситуации наиболее профессиональная, порядочная и честная часть общества.

Стресс определяется как взаимосвязь между угнетающим фактором и реакцией на него. Эти факторы сами по себе не вызывают болезнь, но могут иметь решающее значение для ее возникновения в зависимости от индивидуальной чувствительности к данному фактору. Превышение определенного, индивидуального порога чувствительности данным социальным фактором может вызвать заболевание. Некоторые люди заболевают после прекращения действия стрессорного фактора. Например, неврозы, депрессии, как правило, развиваются после окончания стрессовых ситуаций.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы