Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни

Исследования академика РАМН, профессора Ю.П.Лисицына, других отечественных и зарубежных ученых установили, что в ряду факторов риска, обусловливающих состояние здоровья и нездоровья, патологию, первое место занимает образ жизни, более того, от него оно непосредственно зависит. А в 1974 г. он писал: “…недоразумение состоит в представлении, что если имеется достаточно медицины и достаточно медицинского обеспечения, население будет здоровым”.

Согласно заключениям экспертов ВОЗ (Всемирной Организации Здравоохранения), состояние здоровья населения лишь на 10% определяется развитием медицины как науки и состоянием медицинской помощи, на 20% – наследственными факторами, на 20% – состоянием окружающей среды и на 50% – образом жизни. Удельный вес факторов образа жизни превышает 50% всех обусловливающих воздействий (см. табл. 7).

Что же такое “образ жизни”, каковы его основные компоненты?

Здоровый образ жизни – это “поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья” (формулировка авторов программного документа “К здоровой России. Политика укрепления здоровья и профилактики заболеваний”. Р.Г.Оганов, Р.А.Халатов, Г.С.Жуковский и др., 1994). Общепринятое сокращение здорового образа жизни – ЗОЖ.

Укрепление здоровья – “мероприятия по сохранению и увеличению уровня здоровья населения для обеспечения его полного физического, духовного и социального благополучия”. Отечественными учеными отмечалось, что ЗОЖ выражает ориентированность личности на укрепление и развитие личного и общественного здоровья. ЗОЖ реализует наиболее ценный вид профилактики заболеваний – первичную профилактику, предотвращающую их возникновение, способствует удовлетворению жизненно важной потребности в активных телесно-двигательных действиях, физических упражнениях (В.К. Бальсевич, П.А. Виноградов, Н.Д. Граевская, А.В. Сахно, Т.Н. Сулимцев, В.Д. Чепик, А.С. Чубуков и др.).

До недавнего времени под “здоровьем” в преобладающем числе случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ. Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой – важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса единой, научно обоснованной, медико-биологической и социально-психологической системы профилактических мероприятий, в которой важное значение имеет правильное физическое воспитание, должное сочетание труда и отдыха, развитие устойчивости к психо-эмоциональным перегрузкам, преодоление трудностей, связанных со сложными экологическими условиями обитания и устранение гипокинезии (Р.Е.Мотылянская, В.К.Велитченко, Э.Я.Каплан, В.Н.Артамонов, 1990).

В монографии “Формирование здорового образа жизни молодежи” (Ю.В.Валентик, А.В.Мартыненко, В.А.Полесский и др.,1988) под здоровым образом жизни понимается деятельность, направленная на укрепление не только физического и психического, но и нравственного здоровья, и что такой образ жизни должен реализовываться в совокупности всех основных форм жизнедеятельности: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

Авторы монографии выделили три основных компонента здорового образа жизни:

1) объективные общественные условия;

2) конкретные формы жизнедеятельности, позволяющие реализовывать здоровый образ жизни;

3) система ценностных ориентаций, направляющих сознательную активность.

Ю.П.Лисицин и Г.И.Царегородцев (1986) дают следующее определение: “Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон образа жизни”. Здоровый образ жизни – это грань образа жизни, органически присущая обществу и направленная на заботу о людях. Тем самым здоровый образ жизни связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических, физических возможностей и способностей. Отсюда понятно огромное значение формирования здорового образа жизни в создании оптимальных условий функционирования индивида и общества.

Формирование ЗОЖ не сводится только к пропаганде или отдельным видам медико-социальной деятельности. Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний (Изуткин Д.А., 1982). Следует подчеркнуть, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Однако функция ЗОЖ значительно шире, она выходит за рамки чисто медицинской проблемы. Сотрудник сектора социологии ВНИИФК Г.В.Дивина (1993) справедливо отмечала, что понятие “здоровый образ жизни” пока еще не определено, пользующиеся им вынуждены оговаривать, что конкретно они имеют в виду, для того, чтобы быть правильно понятыми.

Возможно, в скором будущем необходимость в этом отпадет, так как понятие обретет методологическую и концептуальную “униформу”. Пока же хотелось бы употребить вместо “здоровый образ жизни” понятие “культурный образ жизни” (цивилизованный, гуманистический), подразумевая, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида.

Древние говорили: “Здоровый дух в здоровом теле”, подчеркивая таким порядком слов приоритетность здоровья духовного, которому сопутствует и здоровье физическое; другими словами – если человек культурен в широком смысле этого понятия, духовен, то и за своим физическим здоровьем он не может не следить. Но в практику нашего физкультурного движения эта древняя мудрость пришла в искаженном, перевернутом виде, что и сказалось на некоторых концептуальных просчетах. У нас она звучит, как “в здоровом теле – здоровый дух”, а значит, телесное как бы ставится (выпячивается) на первый план, являясь гарантом того, что телесное здоровье может служить залогом духовного здоровья, что, как мы тому имеем множество свидетельств, совсем не так.

Образ жизни – здоровый, культурный, цивилизованный – реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях и мечтах.

Состояние человека, лежащее между здоровьем и болезнью, совмещает в себе и то, и другое. Еще классик античной медицины Гален назвал его третьим состоянием. Так же как и болезнь, третье состояние может быть вызвано самыми различными причинами. Современные условия жизни порождают воздействия на организм человека физической, химической, биологической, психической природы, они приводят к так называемым “болезням” цивилизации. Но, по мнению некоторых ученых, те же воздействия вызывают общие симптомы, свойственные третьему состоянию. Это неврастения, потеря аппетита, раздражительность, головные боли, усталость, сухость кожи и т.д.

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А.Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

- здоровый образ жизни – его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении; человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;

- здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;

- здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболеваний;

- здоровый образ жизни – это “типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека, способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия” (1981).

Здоровый образ жизни – совокупность духовных ценностей и реальных видов, форм и благоприятных для здоровья эффектов деятельности по обеспечению оптимального удовлетворения потребностей человека. Сущность здорового образа жизни – обеспечение оптимального удовлетворения потребностей человека при условии и на основе оптимизации развития, состояния и функционирования организованных внутренних и внешних систем и связей индивида и общества.

Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно-вещного, природного, социокультурного и духовного компонентов, социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности челове­ка и общества. Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности рядового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленных, производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.

Формирование здорового образа жизни – сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы