Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья

С полным основанием считают, что показатели состояния здоровья зависят:

1) от биологических, психологических (наследственность, тип телосложения, темперамент, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;

2) от природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;

3) от состояния окружающей человека среды, экологии (ее чистоты, загрязнения химическими, физическими, биологическими и прочими агентами);

4) от социально-экономических, политических и прочих факторов, действующих обычно через условия труда и быта;

5) от здравоохранения, состояния его служб, кадров, уровня медицинской науки, а также многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми.

Такого рода воздействия входят в общепринятые схемы состояния здоровья и его обусловленность.

Указанные факторы воздействуют не только на здоровье населения (санитарное состояние населения), но и на индивидуальное и общественное здоровье.

Не продолжая далее перечень разных факторов, обусловливающих здоровье, следует сказать, что опосредование здоровья происходит через социальные условия и социальные факторы, т.е. конкретные формы проявления, отражения способа общественного производства, его производительных сил и производственных отношений, воздействий социально политической и экономической структуры общества. Именно конкретные условия жизни – труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурных потребностей и многое другое, то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.

Схема 2. Состояние здоровья населения и влияющие на него условия и факторы


При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие условия и факторы, попытаться ответить на основной вопрос медицины – от чего непосредственно зависит здоровье. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает значение факторов риска для здоровья.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы