ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ

Каким будет человек, каково его здоровье в разные периоды его жизни – все это находится под влиянием разнообразных факторов. Но из всего этого многообразия можно выделить два главных, основополагающих фактора: это наследственность, т.е. тот генетический материал, набор генов, который человек получил от родителей, и внешняя среда, под влиянием которой этот генетический материал формируется.

Для человека под понятием внешняя среда, в первую очередь, понимают те социальные условия, в которых он находится, т.е. человек – социальное существо и на его формирование социальная среда оказывает мощное воздействие.

Вот пример разлученных в раннем детстве братьев – однояйцовых близнецов, у которых была совершенно одинаковая наследственность от рождения. Напомним, что однояйцовые близнецы развиваются из общей оплодотворенной яйцеклетки, которая при дроблении на стадии двух бластомеров превращается в две самостоятельные клетки, дающие жизнь двум человеческим существам.

Два брата, жившие в разных условиях города и деревни (в разных социальных условиях), один в благополучной обеспеченной семье, другой в бедной, неустроенной с тяжким физическим трудом, при встрече через 42 года мало походили друг на друга. Городской имел больший вес, отличался прямой осанкой, не курил, лицо его было моложаво и гладко, другой же, сельский, был худым, сутулым человеком, с лицом изборожденным многочисленными морщинами, он был хроническим кульщиком и явно оказывал предпочтение алкоголю. Трудно было поверить, что эти люди одного возраста, селянин выглядел намного старше своего городского брата. Они отличались не только внешне, но и манерой держаться, речью, а также заболеваниями, которыми страдали.

Метод приемных детей дает материал для суждений о взаимодействии генотипа и среды у человека. В исследование включаются дети, максимально рано отданные на воспитание чужим людям – усыновителям. Наиболее интересные результаты получены при исследования монозиготных близнецов, разлученных в детстве.



Оглавление
Здоровье и образ жизни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Здоровье как общечеловеческая ценность
Здоровье как индикатор развития населения
Факторы, влияющие на здоровье
Статистика здоровья, заболеваемости, рождаемости, долголетия и смертности
ПОНЯТИЕ И ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ
Определение понятий “здоровье” и “болезнь”
Оценка состояния индивидуального и общественного здоровья
Физиологические критерии здоровья
ГЕНЕТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНЕЙ
Социально-биологическая обусловленность здоровья и болезней
Понятие, основные положения и категории евгеники
Медицинская генетика
Методы изучения наследственности человека
Медико-генетическое консультирование
ФАКТОРЫ РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
Социальные стрессы
Экстремальные ситуации
Социальная изоляция, арест, террор, психоиндоктринация
Понятие здорового образа жизни. Основные компоненты здорового образа жизни
Медицинская активность
Режим труда и отдыха
Социологические аспекты взаимосвязи “физическая культура – здоровый образ жизни”
Влияние творчества и феномена гениальности на образ жизни, физическое и психическое здоровье
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – ОСНОВА ДОЛГОЛЕТИЯ
Медико-социальные проблемы старения
Стратегия жизни долгожителей
Психофизиологические аспекты
Долголетие и психическое здоровье
Долголетие и качество жизни
Все страницы