Методология, методика и техника эпидемиологических исследований. Результаты исследования

В эпидемиологии, как и в клинической медицине, на протяжении многих веков (от истоков медицины до XIX в.) использовали преимущественно наблюдательные методы научных исследований. Их структура применительно к клинической медицине четко сформулирована в первом номере “Военно-медицинского журнала”, который вышел в 1823 г. В предисловии к журналу говорится: “Врачебная наука обязана бытием своим собиранию историй болезни, сравнению оных между собой и выводимым отсюда заключениям”. Эти заключения в клинической медицине касаются этиологии, патогенеза, диагностики, а также лечения и индивидуальной профилактики заболеваний.

Эпидемиология также обязана своим существованием сбору данных о заболеваемости (эпидемиях), их сравненительному анализу и сделанным заключениям о природе заболеваний, способах их распространения и методах предупреждения. Первая часть (сбор данных о распределении заболеваемости по территории, в различных группах населения и во времени) относится к описательным эпидемиологическим исследованиям, а вторая часть (сравнение и объяснение выявленного распределения) – к аналитическим эпидемиологическим исследованиям. Формирование “выводимых заключений” – гипотез о причинах, условиях и механизме развития заболеваемости – осуществляется на основе здравого смысла, отраженного в логических правилах выявления причинно-следственных связей.

Суть этих правил применительно к задачам эпидемиологических исследований состоит в следующем. При выраженных различиях в проявлениях заболеваемости на разных территориях, в различных группах населения и(или) в разные периоды времени осуществляют поиск социальных и природных условий, в распределении которых выявлялась бы аналогичная неравномерность. Их и рассматривают как возможную причину повышенной заболеваемости (эпидемий).

При возникновении эпидемий (повышенной заболеваемости) в разных местах, в различных группах населения и(или) в разные периоды времени проводят поиск общих признаков, свойственных этим местам (группам населения, периодам времени), которые можно принять за возможную причину эпидемии.

Третий метод установления причинно-следственных связей, широко используемый в эпидемиологии, – это метод определения изменений в проявлениях заболеваемости в пространстве (место и группы населения) и времени, сопровождающихся сопутствующими изменениями социальных и(или) природных условий. Метод аналогии используют при сопоставлении проявлений заболеваемости разными болезнями, причина одной из которых известна. При прочих равных условиях и сходстве проявлений заболеваемости эта причина может рассматриваться как возможная причина проявлений заболеваемости и другой болезнью.

Наконец, важным приемом формулирования и оценки эпидемиологических гипотез является метод согласования: согласование результатов клинических и эпидемиологических наблюдений, а также согласование гипотез, сформулированных на основании результатов одних наблюдений, с данными, полученными в других случаях.

Таким образом, специфика наблюдательного эпидемиологического исследования состоит в изучении природы познаваемого объекта (заболеваемости) через анализ (сопоставление и осмысление) его проявлений в естественных условиях. Задача исследователя состоит в том, чтобы умело скомпоновать разнообразные проявления заболеваемости в различных условиях ее существования таким образом, чтобы с помощью здравого смысла (логических приемов) можно было формулировать и проверять гипотезы о факторах, определяющих эти проявления.

Сформированы два основных варианта аналитических эпидемиологических исследований – когортный анализ и анализ типа случай – контроль. Особенностью наблюдательного аналитического исследования является изучение по меньшей мере за двумя группами, одна из которых служит группой сравнения. В когортном исследовании группы подбирают с учетом действия гипотетического фактора риска и сопоставляют заболеваемость в группах. В исследованиях типа случай – контроль выделяют группы больных и небольных и оценивают подверженность их воздействию предполагаемого фактора риска.

В наблюдательных исследованиях из-за разнообразия условий, в которых их проводят, всегда имеется риск ошибочных ассоциаций, поэтому умозаключения, основывающиеся на результатах эпидемиологических наблюдений, имеют характер гипотез. Достоверное же знание приобретают с помощью не наблюдательных, а экспериментальных работ, в которых исследователь сам определяет воздействие в опытной группе и его отсутствие в группе сравнения (контроля). При этом достигается равноценность сравниваемых групп по всем признакам, кроме изучаемого воздействия.

Эпидемиологическое изучение заболеваемости предполагает: 1) описание (измерение) ее проявлений, 2) их объяснение, 3) обоснование проблем и мер профилактики, 4) оценку эффективности профилактических средств и мероприятий. Соответственно эпидемиологические исследования на всех уровнях включают описательную, аналитическую, практическую и экспериментальную части. Реализация каждой из частей эпидемиологического исследования имеет свои особенности на отдельных уровнях, но по содержанию и целям они однотипны. В связи с этим можно говорить об общем алгоритме эпидемиологических исследований.

Описательная часть эпидемиологического исследования на популяционном уровне – это оценка (описание и измерение) распределения заболеваемости по категориям, а в отношении отдельных болезней – по территории, группам населения и во времени. На уровне расследования вспышки эпидемиологическое исследование включает определение понятия “случай заболевания”, вызвавшего вспышку, и оценку распределения заболеваемости этой болезнью во время вспышки по тем же трем признакам. На уровне изучения очагов отдельных заболеваний решают те же вопросы – определение заболевания, уточнение места и времени его возникновения, а также принадлежности к группе населения. Иными словами, в описательной части эпидемиологического исследования применительно к заболеваемости осуществляется поиск ответа на четыре вопроса: Что? Где? Кто? и Когда? При этом “...мало пользы, – писал Сноу, – в описании только хода эпидемии, если не сопровождать его характеристикой условий жизни и обычаев людей”. Таким образом, в описательную часть эпидемиологического исследования включают оценку (описание и измерение) самого населения, а также социальных и природных условий его жизнедеятельности (весь диапазон состояний и явлений, имеющих отношение к здоровью). Цель описательной части эпидемиологического исследования – определение масштаба и характера проблем профилактики заболеваний. Однако ее главное предназначение состоит в том, что результаты этого исследования служат основой второй, стержневой части эпидемиологического исследования – анализа проявлений заболеваемости.

Цель аналитической части эпидемиологического изучения заболеваемости – формулирование, оценка и проверка гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распределения. Важно выявить такие критические факторы, знание которых позволяет вести борьбу с заболеваниями или как-то влиять на них. Однако научную ценность представляют и те знания, которые на данном этапе непосредственно на практике не используют. На всех трех уровнях эпидемиологического исследования гипотезы формулируют на основании результатов сравнения, анализа и осмысления фактов, выявленных в первой части исследования. Таким образом, во второй части эпидемиологического исследования осуществляют поиск ответов на вопросы, почему и как возникает и развивается заболеваемость.

Практическая часть эпидемиологического исследования состоит в обосновании проблем и мер профилактики. Ответы на вопросы, поставленные в первой части исследования, позволяют установить, в отношении каких заболеваний следует проводить мероприятия в приоритетном порядке, а также где, среди кого и когда нужно проводить мероприятия. Ответы на вопросы, поставленные во второй части эпидемиологического исследования, используют для того, чтобы решить, какие мероприятия по профилактике заболеваний и борьбе с ними необходимо проводить. Конкретное содержание практической части эпидемиологического исследования определяется его особенностями на каждом из трех уровней.

Цель четвертой – экспериментальной части эпидемиологического исследования – оценка эффективности мероприятий по борьбе с заболеваниями и улучшению здоровья населения. При этом обеспечивается получение фактов, доказывающих правильность гипотез, сформулированных и обоснованных во второй части исследования.

Общее для всех частей эпидемиологического исследования – это количественное измерение показателей здоровья и патологии населения и установление связи их с индивидуальными особенностями населения, временным фактором, фактором среды и воздействиями мер профилактики. Эпидемиология имеет фундаментальное значение в медицине и прикладное в здравоохранении. Фундаментальный характер эпидемиологии определяется тем, что в эпидемиологических исследованиях приобретается неизвестное в медицине знание о причинах, условиях и механизме развития заболеваемости населения отдельными болезнями, что способствует обобщениям по проблеме причинности в патологии.

Прикладной характер эпидемиологии состоит в том, что на основе накопленных фундаментальных знаний решают практические проблемы здравоохранения. В эпидемиологических исследованиях устанавливают конкретные проявления, причины, условия и механизм формирования патологии, необходимые для обоснования профилактических рекомендаций, поэтому эпидемиологию правомерно называть диагностической дисциплиной профилактического здравоохранения.



Оглавление
Социальные болезни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные понятия
Скрытые параметры заболеваемости населения
Методология, методика и техника эпидемиологических исследований. Результаты исследования
Санитарное законодательство Российской Федерации
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Основные понятия
СПИД – чума ХХ века
Фармакоэпидемии и медикаментозная безопасность
Алкоголизм, токсикомания, наркомания
Психические эпидемии и криминальные толпы
Структура заболеваемости населения
Основные методики классификации болезней
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10)
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ. Общее понятие
Отдельные виды инфекционных заболеваний
Нервные болезни
Психические расстройства
Понятие профилактики. Структура и функции профилактической деятельности
Комплексные программы профилактики болезней
Приложение 1
Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 8. Права граждан
Статья 10. Обязанности граждан
Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства
Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения
Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
Статья 32. Производственный контроль
Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
Статья 35. Профилактические прививки
Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение
Статья 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Статья 38. Разработка санитарных правил
Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил
Статья 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 45. Социально-гигиенический мониторинг
Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Статья 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 54. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Статья 56. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства
Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства
Приложение №2
F1. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ
F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)
F4. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F6. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
F70–F79. Умственная отсталость
F80–F89. Расстройства психологического (психического) развития
F90–F98. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Психиатрические аспекты соматических расстройств
Все страницы