Комплексные программы профилактики болезней

Основными формами практической деятельности в профилактической социальной медицине являются:

1. Санитарное просвещениедеятельность по пропаганде научных медицинских знаний с целью обеспечения здорового образа жизни; гигиеническое воспитание и санитарное просвещение. Цель – формирование сознательно активного гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных медицинских рекомендациях, нормативах и традициях.

Реализация цели предусматривает:

1) обеспечение населения необходимой научной медицинской информацией о здоровье и здоровом образе жизни;

2) вовлечение всех медицинских работников в санитарно-просветительскую деятельность.

Различают три типа пропаганды медицинских знаний: массовая, групповая, индивидуальная. Пропаганда здорового образа жизни включает следующие направления:

а) пропаганда рационального питания;

б) пропаганда физической культуры;

в) пропаганда психогигиены и гигиены умственного труда;

г) пропаганда гигиены быта;

д) пропаганда предотвращения развития вредных для здоровья привычек;

е) пропаганда семейных отношений и др.

Во всех случаях санитарное просвещение должно основываться на следующих принципах:

Ё научность (пропаганда тех сведений и положений, которые являются научным знанием, прочно установленным и утвержденным в науке);

Ё правдивость и объективность;

Ё дифференцированность и целенаправленность;

Ё массовость;

Ё систематичность;

Ё последовательность;

Ё комплексность;

Ё профильность.

2. Диспансеризация. Термин происходит от французского слова dispansaire – специальное лечебно-профилактическое учреждение, в задачу которого входит выявление больных с ранними формами некоторых заболеваний, лечение заболевших, систематическое наблюдение за состоянием здоровья определенных групп населения с целью предупреждения возникновения или распространения этих болезней.

Диспансеризация – метод лечебно-профилактической деятельности (профилактика), состоящий в обязательном учете определенных контингентов населения, активном наблюдении за больными в ранний период развития заболевания, своевременном проведении лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья и оздоровление окружающей среды.

Конечно же, в функции социального работника не входит проведение диспансеризации самостоятельно, однако обеспечить регулярность диспансеризации среди подопечных – его задача.

Профилактическая работа обязательна для всех медицинских учреждений, которые в нашей стране принято называть лечебно-профилактическими. Однако иногда очень трудно убедить врача-клинициста рассматривать профилактику как обязанность, образец современной так называемой лечебной медицины.

Большой вред профилактике наносит формализм, который проявляется в делении работы на лечебную и профилактическую, требовании составлять отчеты о проценте посещений пациентов с профилактической целью, выделении особых дней профилактики и пр. В конечном итоге он приводит к омертвлению этой формы профилактической медицинской практики.

Основной формой профилактики в лечебно-профилактических учреждениях должно быть диспансерное наблюдение. Оно не может быть сведено только к профилактическим осмотрам. В действительности это комплекс диагностических, лечебных, просветительских, социальных и индивидуально-гигиенических актов, направленных на предохранение населения от новых болезней и предупреждение неблагоприятных исходов уже возникших заболеваний – синтез лечебной и профилактической деятельности. Сужение понятия “диспансеризация” до проведения сплошных или выборочных осмотров населения оставляет в стороне работу со здоровыми.

Диспансерное наблюдения в лечебно-профилактических учреждениях включает:

1) Раннюю медицинскую диагностику.

а) Пассивную (при обращении больных).

б) Активную (скрининговая).

в) Собственно медицинскую диагностику.

2) Постоянное наблюдение за больными (регистры, диспансерные группы).

3) Своевременное лечение.

4) Социальные мероприятия в отношении групп больных.

5) Охрана окружающей среды.

3. Санитарно-эпидемиологический надзор. Диагностическая сущность практики профилактической медицины в полной мере раскрывается в санитарно-эпидемиологическом (санитарный, медико-экологический) надзоре (СЭН). СЭН – сбор, анализ, распространение прямой и опосредованной информации о состоянии здоровья населения и контроль за реализацией профилактических мероприятий. В 1968 г. на XXI Всемирной ассамблее здравоохранения (в ней приняли участие делегаты более чем из 100 стран) были сформулированы три основных принципа (направления) деятельности по СЭН:

1) систематический сбор необходимых эпидемиологических данных;

2) систематизированное обобщение и своевременная оценка этих данных;

3) доведение полученных результатов до заинтересованных лиц, в частности тех, кто предпринимает практические действия;

4) ответственность за контроль последствий предпринимаемых действий.

При проведении СЭН медико-экологическая система решает информационные и диагностические задачи:

а) сбор общей медицинской, специальной медицинской и немедицинской информации;

б) установление эпидемиологического диагноза, который является научным медицинским основанием для выработки здравоохранительной политики на разных уровнях.

4. Государственный контроль за исполнением санитарного законодательства. В историческом плане “медицинская полиция”, “санитарная полиция” являются первыми видами профилактической деятельности. Накапливавшийся опыт многих поколений периодически подвергался осмыслению и первоначальному закреплению в устных традициях многих народов, а затем – в освещенных мировыми религиями письменных ограничительных предписаниях (законы Моисея, Талмуд, Коран). Значительно позже эти нормативы стали исходить от государства. Например, в Древнем Риме существовали специальные городские чиновники – эдилы, которые следили за порядком при продаже продуктов питания, чистотой воды, очисткой территории и пр. и имели право наказывать нарушителей санитарного порядка.

В разных странах и в разные периоды времени наименование этой сферы профилактической деятельности и ее содержание изменялись. Так, в Законе РФ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (ст. 1) государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ГСЭН) определяется как деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Он включает:

1) контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации);

2) меры пресечения нарушений санитарного законодательства, выдача предписаний и вынесение постановлений о фактах нарушения санитарного законодательства, а также привлечение к ответственности лиц, их совершивших;

3) контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой;

4) проведение санитарно-эпидемиологических расследований, направленных на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

5) разработка предложений о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) статистическое наблюдение в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на федеральном уровне, государственный учет инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

Осуществление ГСЭН возложено на органы и учреждения Федеральной государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ (общий надзор за органами прокуратуры). ГСЭН не осуществляется государственной властью на уровне субъектов РФ.

5. Специальной формой профилактической деятельности является социально-гигиенический мониторинг (СГМ). СГМ – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания.

СГМ проводят для оценки, выявления изменений и составления прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания. Его должны осуществлять на федеральном уровне субъектов РФ, в городах и сельских поселениях органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

СГМ – своеобразный отечественный вариант санитарно-эпидемиологического надзора.

6. Психопрофилактика – это система мероприятий, цель которыхпредотвращение возникновения психических нарушений человека. Мероприятия по предупреждению различных психических расстройств и заболеваний должны быть своевременно и широко внедряться в жизнь и практику здравоохранения. Методы психопрофилактики включают не только предупреждение возникновения заболевания, но и предупреждение его обострений. Вот почему важно изучение динамики нервно-психического состояния человека во время трудовой деятельности и в бытовых условиях. С помощью ряда психологических и физиологических методов ученые исследуют влияние различных профессиональных вредностей (факторы интоксикации, вибрации, значение перенапряжения в работе, самого характера производственного процесса и т.д.). На основании данных исследования выдаются рекомендации по психогигиене профессиональной деятельности. Помимо этого, формами психопрофилактической работы являются проведение консультационной работы по вопросам брака и семьи, медико-педагогические и возрастно-психологические консультации, консультации по преодолению зависимостей. Большое значение имеет также работа по организации коррекционной, восстановительной и реабилитационной работы с лицами, перенесшими нервно-психические расстройства.



Оглавление
Социальные болезни.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Основные понятия
Скрытые параметры заболеваемости населения
Методология, методика и техника эпидемиологических исследований. Результаты исследования
Санитарное законодательство Российской Федерации
ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Основные понятия
СПИД – чума ХХ века
Фармакоэпидемии и медикаментозная безопасность
Алкоголизм, токсикомания, наркомания
Психические эпидемии и криминальные толпы
Структура заболеваемости населения
Основные методики классификации болезней
Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10)
ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ. Общее понятие
Отдельные виды инфекционных заболеваний
Нервные болезни
Психические расстройства
Понятие профилактики. Структура и функции профилактической деятельности
Комплексные программы профилактики болезней
Приложение 1
Статья 2. Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Статья 8. Права граждан
Статья 10. Обязанности граждан
Статья 15. Санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и технологиям их производства
Статья 19. Санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения
Статья 20. Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуху в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях
Статья 21. Санитарно-эпидемиологические требования к почвам, содержанию территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок
Статья 29. Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации
Статья 31. Ограничительные мероприятия (карантин)
Статья 32. Производственный контроль
Статья 33. Меры в отношении больных инфекционными заболеваниями
Статья 34. Обязательные медицинские осмотры
Статья 35. Профилактические прививки
Статья 36. Гигиеническое воспитание и обучение
Статья 37. Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование
Статья 38. Разработка санитарных правил
Статья 39. Утверждение и введение в действие санитарных правил
Статья 44. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 45. Социально-гигиенический мониторинг
Статья 46. Основные принципы организации и деятельности системы государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации
Статья 49. Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 50. Права должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 51. Полномочия главных государственных санитарных врачей и их заместителей
Статья 52. Обязанности должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 53. Ответственность должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 54. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор
Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Статья 56. Исполнение постановления о наложении штрафа на юридическое лицо за нарушение санитарного законодательства
Статья 57. Гражданско-правовая ответственность за причинение вреда вследствие нарушения санитарного законодательства
Приложение №2
F1. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с (вызванные) употреблением психоактивных веществ
F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F3. Расстройства настроения (аффективные расстройства)
F4. Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
F6. Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
F70–F79. Умственная отсталость
F80–F89. Расстройства психологического (психического) развития
F90–F98. Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Психиатрические аспекты соматических расстройств
Все страницы