Социально-медицинские проблемы постсоветского пространства

Многое, что произошло в период распада СССР, не могло не отразиться на состоянии здоровья народа. “Мы живем в больном обществе” — это (увы!) не иносказание. Появились новые социальные контингенты сограждан — бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы. Социальные катаклизмы, потрясшие нашу страну, физически и психически травмировали общество. Появилась огромная масса инвалидов.

Сократ сказал: “Здоровье — это все, но все без здоровья — ничто”. В нашей стране сейчас ничто не стоит так дорого и не ценится так дешево, как здоровье. Появились разного типа знахари, колдуны, лекари, через средства массовой информации идет реклама сомнительных “лекарств”, расцвела коммерческая медицина.

В печати, по телевидению постоянно проходит информация о землетрясениях, кораблекрушениях, взрывах с человеческими жертвами, террористических актах, заложниках и т.д. Все это не может не иметь удручающих социальных последствий для общественного здоровья. Безнадзорность рекламы со стороны органов здравоохранения, даст, как минимум, развитие в ближайшем будущем массовых токсикоманий (от употребления пищевых продуктов с химическими добавками). Как показывает зарубежный опыт, будут негативные последствия и от эротизации массового сознания.

Немного статистики. В середине 90-х гг. по сравнению с 80-ми гг. первичная регистрация психических расстройств выросла на 21%, на 56% увеличилась инвалидность по психическим заболеваниям. 86,5% работников промышленных предприятий имели те или иные психические аномалии, при этом у половины из них речь шла о душевных расстройствах, у 16% – о личностных отклонениях и у остальных – о хроническом алкоголизме и полинаркомании. Быстро растет количество детей и подростков с нервно-психической патологией — в среднем на 8-12% в год. У 9,6% младенцев отмечаются явные психические нарушения. А среди дошкольников лишь у 45% отсутствуют признаки болезненных отклонений в психическом здоровье. Распространенность нервно-психических расстройств среди детей школьного возраста достигает 70—80%. В конце 90-х гг. в Санкт-Петербурге лишь 7 детей из 100 не нуждались в психоневрологической помощи. И в то же время массовые обследования показывают, что за пределами психиатрической помощи оказываются 80% нуждающихся в ней детей и подростков. 63% психически больных детей-инвалидов не осматриваются психиатрами по году и больше. Не ведется никакой профилактической работы с группами риска.

Приходится констатировать факт, что в современных социально-экономических условиях происходит массовая десоциализация детей. 1,5 миллиона детей и подростков школьного возраста находятся за воротами школы. По различным данным, употребление наркотиков детьми увеличилось за вторую половину 1990-х гг. в 3-7 раз и охватывает до 20% детей. Преступность детей и подростков за этот же срок возросла в 1,5 раза, а самоубийства – на 30-60%. Среди детей со школьной дезадаптацией 93-95% имеют психические нарушения; 50-81% детей и подростков с девиантным и делинквентным поведением страдают теми или иными психическими расстройствами. Среди детей-бродяг не более 6% могут быть признаны психически здоровыми. Растут сроки от начала заболевания ребенка до первичного психиатрического обследования, причем это нередко случается лишь после того, как его задержат как наркомана, бродягу, проститутку, вора. Напомним, что специальности детских и подростковых психиатров исключены из номенклатуры врачебных специальностей. Не в лучшем положении находится и психиатрическая помощь престарелым и инвалидам. В России нет ни одного геронтологического института. Геронтологические койки находятся в психиатрических стационарах общего типа.



Оглавление
Социальная медицина как отрасль научного знания.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Социальная медицина как составная часть социальной работы
Предмет социальной медицины. Основные понятия и категории
Природа и механизмы распространения социальных заболеваний
Социальная аномия как ценностно-нормативный вакуум
Медицина в Древнем Египте
Гиппократ и его время. Спартанский опыт решения проблем общественного здоровья
“Канон врачебной науки” Ибн Сины (Авиценны)
Социальные последствия войн и революций
Вклад К.Ясперса в теорию социальной медицины
“Социальная гигиена” А. Гротьяна и “советская гигиена” Н.А. Семашко
Социальная психиатрия П.Б. Ганнушкина и А.В. Снежневского
Дж. Райл и первый в мире институт социальной медицины
Расцвет социальной медицины в США и Западной Европе после второй мировой войны
Социально-медицинские проблемы постсоветского пространства
Клиническая, профилактическая и социальная медицина
Социальная медицина и демографические проблемы. Последствия миграции населения
Военная социология, социальная медицина, чрезвычайные ситуации
Соотношение понятий социологии медицины и социальной медицины
Взаимосвязи социальной медицины с биоэтикой и экологией
Кибернетика и социальная медицина
Медико-социальные проблемы анализа личности преступника
Медико-деонтологические проблемы смертной казни и эвтаназии
Все страницы