Природа и механизмы распространения социальных заболеваний

Природа и механизмы распространения социальных болезней в первую очередь обусловлены спецификой социального развития и болезнями самого общества.

Все живые организмы в нормальном состоянии стремятся к сохранению своего здоровья. Истина эта кажется очевидной. Но столь же очевидно и то, что нас как в природе, так и в обществе окружают различного рода отклонения от нормы, причем порой столь серьезные, что мы характеризуем их в качестве болезней.

Много ли в обществе отклонений от нормы? Вопрос звучит вполне риторически. Конечно же, очень много. Нарушение норм происходит постоянно и повсеместно. От самых незначительных случаев в повседневной жизни, на которые мы просто не обращаем внимание, до самых серьезных отклонений в сфере политики, экономики, межличностных отношений, духовной жизни, которые мы можем охарактеризовать не иначе, как отклоняющееся поведение, часто принимающее форму индивидуальных или массовых психозов и преступлений.

Почему же общество допускает все эти отклонения и не производит “генеральную чистку”, позволившую бы создать абсолютно “правильные” социальные отношения?

Справедливости ради надо сказать, что попытки подобной чистки имели место в истории. Речь прежде всего идет о Германии в период с 1933 по 1945 годы.

В начале XXI века нам вполне понятно, сколь варварским и разрушительным было “очищение” общества подобным образом. Человечество до сих пор еще переживает последствия этой трагедии построения “правильного” режима.

Из сказанного можно сделать первые и вместе с тем важные выводы. Построение абсолютно правильных, “чистых” социальных отношений, институтов, структур просто невозможно. Отклонения от нормы всегда будут иметь место в том или ином виде.

Люди действуют разобщенно, постоянно спорят по разного рода вопросам, подвергают сомнению общие цели. Это приводит к резкому снижению эффективности любой коллективной деятельности, возникновению взаимного непонимания, конфликтам и многим другим дисфункциональным явлениям, с которыми мы, к сожалению, знакомы отнюдь не по учебникам. Нарушение солидарности, снижение сопротивляемости внешним разрушительным воздействиям, в конечном счете, распад – все это симптомы и последствия болезни, которая может охватывать как общество в целом, так и его отдельные составные части. Что же можно и должно делать, дабы сохранять и развивать потенциал социальной солидарности?

Ответ на эти вопросы может быть таким. Развивающиеся и жизнеспособные (а не мертворожденные) социальные системы допускают определенные отклонения от своих норм, но динамично регулируют эти отклонения методами “убеждения и принуждения”, заботясь о том, чтобы отклонения не перешли допустимой грани, за которой наступает цикл распада. При этом особое внимание должно уделяться контролю за “болезнью” социальных структур, то есть таким состояниям и таким отклонениям от норм, которые разрушают или могут разрушить социальные организмы.

Коль скоро речь зашла о природе социальных болезней, то закономерно задаться вопросами, что они собой представляют? Как они возникают? Что лежит в их основе? Иначе говоря, мы предпринимаем вполне медицинский анализ, хотя он и осуществляется в сфере социологии. Одним из принципиальных путей ответа на эти и многие другие связанные с ними “медицинские” вопросы может стать структурный анализ в самом широком смысле.

Социальная структура обладает двойственным характером, если рассматривать ее с точки зрения человека. С одной стороны, она поддерживает рациональную, разумную деятельность, внушает уверенность в прочности устоев жизни и общества в целом. В этом смысле социальная структура обладает как бы терапевтическими свойствами, то есть указывает нам на присутствие свода норм и идеалов, она “врачует” униженных и оскорбленных и стимулирует “сильных” на дальнейший рост. С другой стороны, социальная структура выступает в качестве жесткого ограничения возможного в обществе, она требует, “давит”, наказывает и даже уничтожает (как в социальном, так и в физическом отношениях) тех, кто ей сопротивляется. Этот двойственный характер социальной структуры находит свое отражение и в нашей неоднозначной трактовке ее влияния на отдельную личность. Мы ищем и желаем ее поддержки, но всеми возможными способами сопротивляемся ее нормативным предписаниям, постоянно внушая себе и другим, что наш личный опыт полностью отличен от опыта других людей, что мы абсолютно уникальны и что все требования структуры касаются других, но не нас лично.

Скажем, мы не чужды таким стремлениям, как “сделать карьеру”, “добиться успеха” и т.д. Всего этого можно достичь, если научиться “вписываться” в существующие структуры либо решительно и энергично преобразовывать их таким образом, чтобы они максимально поддерживали вас в вашей деятельности. Притом стратегия “вписывания” и стратегия “преобразования” взаимосвязаны друг с другом и используются по обстоятельствам и согласно общему плану. Поэтому можно сказать, что социальная структура помогает нам реализовать себя и в такой же мере сопротивляется нам в наших попытках подняться вверх по социальной лестнице.

Должны ли мы благодарить социальную структуру или проклинать ее? В сущности, не стоит делать ни того, ни другого. Социальные структуры следует бережно охранять и вместе с тем постоянно, каждодневно изменять и совершенствовать, приспосабливая к нашим интересам и интересам других людей, с которыми мы находимся в солидарных отношениях.

Однако обратимся к тому сопротивлению, которое оказывают нам социальные структуры, постоянно ограничивая нас в наших далеко идущих устремлениях добиться всего сразу и именно сегодня.



Оглавление
Социальная медицина как отрасль научного знания.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА – НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Социальная медицина как составная часть социальной работы
Предмет социальной медицины. Основные понятия и категории
Природа и механизмы распространения социальных заболеваний
Социальная аномия как ценностно-нормативный вакуум
Медицина в Древнем Египте
Гиппократ и его время. Спартанский опыт решения проблем общественного здоровья
“Канон врачебной науки” Ибн Сины (Авиценны)
Социальные последствия войн и революций
Вклад К.Ясперса в теорию социальной медицины
“Социальная гигиена” А. Гротьяна и “советская гигиена” Н.А. Семашко
Социальная психиатрия П.Б. Ганнушкина и А.В. Снежневского
Дж. Райл и первый в мире институт социальной медицины
Расцвет социальной медицины в США и Западной Европе после второй мировой войны
Социально-медицинские проблемы постсоветского пространства
Клиническая, профилактическая и социальная медицина
Социальная медицина и демографические проблемы. Последствия миграции населения
Военная социология, социальная медицина, чрезвычайные ситуации
Соотношение понятий социологии медицины и социальной медицины
Взаимосвязи социальной медицины с биоэтикой и экологией
Кибернетика и социальная медицина
Медико-социальные проблемы анализа личности преступника
Медико-деонтологические проблемы смертной казни и эвтаназии
Все страницы