Сущность и содержание социальной терапии

Социальная терапия – одна из основных составляющих комплекса всей социальной работы с населением, она подразумевает большой пласт коррегирующих мероприятий, направленных на наиболее полную интеграцию в общественную жизнь как отдельного индивида, так и значительных групп населения.

Медико-социальная направленность в деятельности органов социальной защиты характеризуется выявлением не только специфических особенностей и потребностей в связи с какими-либо заболеваниями или общественными явлениями, но и общих закономерностей в развитии того или иного социально значимого отклонения в развитии общества с дальнейшей разработкой рекомендаций по ликвидации нежелательных отклонений.

Объектами медико-социальной работы прежде всего являются лица из наиболее социально незащищенных групп населения: инвалиды, хронически больные люди, пациенты, имеющие врожденные пороки развития, социально опасные или социально значимые заболевания (туберкулез, венерические, онкологические заболевания и др.), люди старшего возраста, т.е. кто не имеет физической возможности адекватно решать свои проблемы и участвовать в жизни общества. Кроме того, на сегодняшний день в сферу внимания социальных работников, оказывающих медико-социальную помощь, все в большей степени включаются значительные группы населения, напрямую не нуждающиеся в проведении исключительно медицинских мероприятий. В данном случае речь идет, например, о родственниках инвалидов и больных, вынужденных переселенцах, безработных, лицах без определенного места жительства и т.д. Важное место в деятельности социального работника в процессе оказания социально-медицинской помощи занимают дети и подростки из указанных выше социальных групп. Работа с этим контингентом требует особых усилий и терпения, а также налаживания четкого взаимодействия не только с медицинскими структурами, но с органами власти, правоохранительными и другими службами.

Исторически сложилось, что в нашей стране роль социальных работников при решении практически всех проблем граждан легли на плечи медицинских сотрудников. Это в принципе неправильная ситуация, и она требует скорейшего разрешения.

Реализацией медико-социальных задач, стоящих как перед обществом в целом, так и перед каждым отдельным гражданином, должен заниматься специалист, владеющий навыками работы с людьми, обладающий знаниями и технологиями медико-социальной работы, психологически образованный, имеющий знания в области общественно-правовых взаимоотношений.

Человечество во второй половине ХХ века вступило в фазу многочисленных противоречий в различных сферах своей жизнедеятельности. Не стала исключением и сфера социальных связей. Обострились взаимоотношения между обществом и медициной (корпоративность отрасли и возможность контроля ее со стороны общества), работодателями и сферой социальной помощи населению, между различными слоями населения, промышленно развитыми странами и так называемыми странами третьего мира. Урбанизация значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне – все это накладывает отпечаток на социальное и биологическое здоровье практически всего населения страны. В таких условиях возникает необходимость в охвате значительной части населения медико-социальной и социально-медицинской помощью.

Усугубляет социальное здоровье населения и глобальная интенсификация жизни людей, изменение морально-нравственных устоев, переосмысление идеологических и духовных ценностей. Важное значение в развитии социальной депривации, особенно среди молодежи, имеет деятельность средств массовой информации, развитие глобальных информационных проектов. Причем на сегодняшний день негативное влияние указанных факторов в значительной степени превосходит их позитивное воздействие.

Успешное сохранение и укрепление здоровья конкретного человека может быть достигнуто при условии четкого разграничения двух полярных состояний – здоровья и болезни. Диагностика жизнедеятельности необходима для разработки индивидуальных и коллективных, государственных и общественных программ оздоровления населения в широком понимании.

Как ни странно, но до настоящего времени нет общепринятой научно обоснованной трактовки здоровья человека. В преамбуле Устава ВОЗ записано: «Здоровье – состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физического дефекта».

Сопоставление основных характеристик полярных терминов «здоровье» – «болезнь» позволяет сделать вывод о том, что основной признак здоровья – эффективная приспособляемость организма к воздействию различных факторов внешней среды. Здоровье представляет собой динамическое состояние и зависит от возраста, пола, индивидуальных и типологических особенностей человека. В связи с этим можно говорить об определенном диапазоне здоровья, охватывающем все проявления нормальной жизнедеятельности организма. Для каждого индивидуума он может быть свой. У здорового человека диапазон здоровья может колебаться от «абсолютного здоровья» до появления признаков болезни.

С развитием учения об измерении количества здоровья и выделении качественно различающихся уровней здоровья человека стало возможным аргументировать справедливость утверждения об «остаточном здоровье инвалидов». За этим понятием просматривается концепция, назначение которой состоит в том, чтобы активизировать деятельность инвалида путем поддержания организма до возможного уровня здоровья, обеспечивающего реализацию его личностных жизненных потенций через здоровый образ жизни. Ядром здорового образа жизни является физическая культура и спорт.

Основываясь на выводах и заключениях, сделанных во многих научных работах в области медицины, лечебной физкультуры, физического воспитания, реабилитации, следует отметить, что основными компонентами здорового образа жизни являются следующие составляющие:

психологический настрой на здоровую, долгую жизнь, оптимизм, доброжелательность, уверенность в себе, высокие нравственные принципы;

режим труда и отдыха;

рациональное питание и питьевой режим;

оптимальный режим двигательной активности;

закаливание;

личная гигиена;

половое воспитание и сексуальная гармония;

отказ от вредных привычек.

В большинстве стран, по меньшей мере, один из каждых десяти человек имеет те или иные физические, умственные или сенсорные дефекты и не менее 25% всего населения могут быть отнесены к категории больных. Эти цифры достаточно красноречиво говорят о масштабах медицинских аспектов. Однако это лишь часть проблемы.

Более серьезные вопросы, в частности, касающиеся инвалидности, связаны с многочисленными социальными барьерами, не позволяющими инвалидам, как впрочем и хроническим больным, пожилым, многодетным родителям, детям и взрослым с отклонениями в социальном поведении и состоянии, активно включиться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней.

В результате этого миллионы детей и взрослых во всем мире оказываются отверженными и живут в условиях материального и морального неблагополучия и обособлены в социальном пространстве себе подобных.

Такая ситуация является следствием порочной социальной политики, основанной на интерпретации социальной нормы как однородной категории, отражающей характеристики “здоровой” части населения. В этом случае социальная политика ориентируется только на часть, а не на все население в целом. Вот почему до сих пор инфраструктура производства и быта, культуры и досуга, социальных услуг не приспособлена к потребностям инвалидов и, таким образом, лишает их возможности быть равными среди равных.

В Российской Федерации эти проблемы касаются, по меньшей мере, 8 млн. человек, официально признанных инвалидами, а с учетом данных о показателях физического, психического и социального благополучия всего населения – каждого третьего гражданина.

Следовательно, в социально-политическом плане необходимо отрешиться от прежнего понимания социальной нормы и перейти к ее определению как сложной по своей структуре категории.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы