Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья

Большие изменения, происшедшие после Второй мировой войны как в политической, так и в социально-экономической жизни стран мира, потребовали создания единого международного центра по здравоохранению. Международная конференция по здравоохранению (Нью-Йорк, 1946), в которой участвовали делегаты 51 страны, а также представители международных организаций, в том числе Международного бюро общественной гигиены (МБОГ), Международного Красного Креста, Международного бюро труда и др., разработала и приняла устав. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) – специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, крупнейшая международная медицинская организация, провозгласившая целью своей деятельности достижение всеми народами высшего уровня здоровья. В Уставе ВОЗ впервые на международном уровне было провозглашено право каждого человека на здоровье, утвержден принцип ответственности правительств за здоровье своих народов и указано на нерасторжимую связь здоровья с укреплением науки и международной безопасности.

Для подготовки и созыва первой сессии высшего органа ВОЗ Всемирной ассамблеи здравоохранения была образована Временная комиссия ВОЗ, в состав которой вошли 18 государств, в том числе СССР и УССР. Деятельность комиссии ВОЗ продолжалась около 2 лет и 7 апреля 1948 г. завершилась ратификацией Устава ВОЗ 26 государствами – членами ООН. Этот день отмечается ежегодно как Всемирный день здоровья. В 1988 г. членами ВОЗ являлись 164 государства.

Очередные сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения созываются ежегодно. Ассамблея определяет направления деятельности ВОЗ, рассматривает и утверждает перспективные и годовые планы работы, бюджет, вопросы приема в ВОЗ новых членов и лишения права голоса, назначает генерального директора ВОЗ, обсуждает темы сотрудничества с другими организациями, программные вопросы и др.

Ассамблея избирает государства, которые имеют право вводить своих представителей в состав Исполнительного комитета сроком на три года. Исполком из числа своих членов (всего 30 человек) создает постоянные комитеты по программной деятельности, неправительственным организациям, комитет по вопросам политики в области здравоохранения (совместно с представителями Детского фонда ООН) и др.; проводит в жизнь решения Ассамблеи и готовит для нее рекомендации, занимается вопросами программы и бюджета ВОЗ и рассматривает другие проблемы, порученные ему Ассамблеей. Исполкому предоставлено право принимать чрезвычайные меры в случаях, не терпящих отлагательства (при возникновении эпидемий,стихийных бедствий и т.д.). Очередные сессии исполкома собираются 2 раза в год.

Центральный административный орган ВОЗ – секретариат (штаб-квартира в Женеве), возглавляемый генеральным директором, который избирается Ассамблеей сроком на 5 лет по представлению исполкома. В соответствии с уставом ВОЗ генеральный директор является секретарем Ассамблеи, исполкома, комиссий, комитетов и конференций, созываемых ВОЗ.

Большая часть отделов секретариата ВОЗ объединена в пять групп: отдел гигиены окружающей среды и отдел санитарной статистики; отдел укрепления служб здравоохранения и охраны здоровья семьи; отдел неинфекционных болезней, развития кадров здравоохранения и отдел лекарственных средств; отдел административного руководства и персонала, а также отдел бюджета и финансов.

Масштабность поставленных задач определила природу и многообразие функций ВОЗ по сравнению со всеми другими международными организациями, которые когда-либо действовали или действуют в области здравоохранения. Согласно уставу, ВОЗ функционирует как руководящий и координирующий орган в международной работе по здравоохранению. Она разрабатывает и совершенствует международные стандарты, номенклатуру и классификации, содействует их распространению, а также принятию и выполнению международных конвенций, соглашений и правил в области здравоохранения, проверяет и проводит медицинские исследования, оказывает техническое содействие правительствам в укреплении национального здравоохранения. Направления деятельности ВОЗ включают укрепление служб здравоохранения, борьбу с инфекционными и неинфекционными болезнями, охрану здоровья матери и ребенка, подготовку медицинских кадров, санитарную статистику, фармакологию, медицинские аспекты окружающей среды и другие проблемы. Направления деятельности ВОЗ достаточно динамичны и гибки, что позволяет ей оперативно реагировать на появление новых форм международного здравоохранения.

В своей деятельности ВОЗ руководствуется международно-правовым базисом прав человека. Права человека, в какой бы стране он ни жил, находятся под защитой мирового сообщества и являются достоянием всей цивилизации.

Первым крупным международно-правовым актом в этой области стала Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (СССР и другие социалистические страны при голосовании воздержались). Это основной документ ООН, провозглашающий права человека.

Статья 1 гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Далее провозглашаются права на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, другие личные права и свободы, а также экономические, социальные и культурные права, на которые человек вправе претендовать как «член общества» (право на труд, социальное обеспечение, образование, охрану здоровья и др.). Нормы этого документа имеют декларативный характер, а сам он не содержит механизма обеспечения этих норм. Однако Декларация сыграла и продолжает играть важную роль в утверждении прав человека.

В 1966 г. Генеральная ассамблея ООН приняла новые важные акты – Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах (ратифицированы СССР в 1973 г.). В них дается более детализированный перечень прав человека и гражданина, а кроме того, Пактом о гражданских и политических правах предусматривается создание Комитета по правам человека, ответственного за соблюдение и принятие мер по претворению в жизнь прав, признаваемых в этом пакте. В 1984 г. аналогичный комитет был создан по экономическим, социальным и культурным правам. Оба пакта составили своеобразный международный кодекс прав человека и гражданина, а государства-участники взяли на себя обязательство принять необходимые законодательные меры по обеспечению предусмотренных в пактах прав и свобод.

Существуют и другие международно-правовые акты о правах человека: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации и др. Серьезные документы в этой области – конвенции и рекомендации – приняты специализированной организацией ООН – Международной организацией труда (МОТ).

Указанные международно-правовые акты послужили базисом для соответствующей главы в Конституции России. Часть 1 ст. 17 устанавливает: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией».

Со времени принятия Всеобщей декларации прав человека прошло немало времени, поэтому накопилось много всякого рода «учредительных актов», «пактов», «конвенций», «резолюций» ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ЮНЕП (Программа ООН по окружающей среде) и других международных общественных организаций. Основу всех этих документов составляет идея о том, что здоровье (как общества, так и каждого человека) является первой и непреходящей ценностью, без которой все права и свободы ничего не значат. Эта идея была четко изложена в I в. до н.э., в трактате о медицине Авла Корнелия Цельса. А его самый яростный оппонент – Парацельс (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, 1493—1541 гг.), подвергший критике и пересмотру все понятия древней медицины, – не тронул только эту идею. Вряд ли кто-то не согласится и сейчас, что здоровье стоит всего золота мира. Однако приходится доказывать, если не отстаивать, право на здоровье. Конечно, с формальной точки зрения человек имеет на здоровье не больше прав, чем на болезнь. Лишить человека права на болезнь – значит лишить его права на «стесненную в своей свободе жизнь». Право на здоровье и право на болезнь могут вступить в противоречие с определенной социальной ситуацией. Это происходит в том случае, когда здоровье народа (личности, конкретного человека) обесценивается или приобретает стоимость, превращаясь в рыночный товар. Социальная медицина призвана защищать права человека на здоровье: это ее приоритетная функция.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы