Социально-просветительская деятельность в современной России

В середине 80-х годов служба санитарного просвещения была преобразована в службу формирования здорового образа жизни (СФЗОЖ)– сеть специализированных учреждений и подразделений, деятельность которых направлена на активную пропаганду принципов здорового образа жизни с целью повышения уровня санитарной культуры населения и проведение оздоровительных мероприятий, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению работоспособности и активного долголетия.

Служба включает краевые, областные, городские и районные центры здоровья, врачебно-физкультурные диспансеры (отделения, кабинеты), косметологические лечебницы (отделения, кабинеты), кабинеты пропаганды здорового образа жизни. Научно-методическое обеспечение осуществляет головное учреждение по проблеме формирования здорового образа жизни – Всероссийский научно-исследовательский центр профилактической медицины, а организационно-методическое руководство учреждениями (подразделениями) СФЗОЖ – территориальные центры здоровья.

Минздравом определяются научно-медицинские учреждения, выполняющие разработку научных основ формирования здорового образа жизни при координирующей роли ВНИЦ профилактической медицины. Основное внимание при этом уделяется изучению роли субъективного (психологического) фактора в укреплении и сохранении здоровья; формированию критериев эффективности гигиенического воспитания; системам пропаганды здорового образа жизни среди возрастно-половых, профессиональных и других групп населения.

Важнейшая задача СФЗОЖ – координация деятельности всех учреждений и служб здравоохранения, а также различных ведомств и организаций, направленная на утверждение здорового образа жизни. Суть этой работы сводится к регулированию и активизации мероприятий, связанных с подготовкой территориальных и отраслевых комплексных программ профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни и их реализацией: объединению усилий всех звеньев инфраструктуры охраны здоровья, в частности профилакториев, домов отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, турбаз и др.; консолидации с различными неформальными движениями за здоровый образ жизни (клубы любителей бега, закаливания, туризма и др.); распространению и внедрению передового опыта гигиенического обучения и оздоровления населения на обслуживаемой территории.

Очень важная роль в деятельности СФЗОЖ принадлежит всем медработникам, т.е. участие в пропаганде здорового образа жизни является составной частью их профессиональной деятельности независимо от специальности и занимаемой должности. Особенно это касается деятельности сотрудников учреждений первичной медико-санитарной помощи, в частности обслуживающих дошкольные учреждения, школы, профтехучилища, средние и высшие специальные учебные заведения, профилактории, дома отдыха, пансионаты, турбазы и др. Коррекция образа жизни на основе установленного уровня здоровья людей, а не только выявление у них заболеваний, даже если это происходит на самой ранней стадии, может оказать положительное влияние на здоровье населения, особенно подрастающего поколения и молодежи. Формирование нового мышления – задача медицинских учебных заведений, главных специалистов органов здравоохранения, СФЗОЖ.

Одной из важных задач СФЗОЖ является также анализ эффективности работы по гигиеническому воспитанию и оздоровлению населения. Особое значение при этом должны иметь показатели, отражающие изменения в состоянии здоровья здоровых людей. Однако, поскольку они недостаточно точны и не всегда учитывают влияние самых различных факторов, используются промежуточные показатели, характеризующие, в частности, уровень санитарной культуры различных групп населения (поведение, знания, мотивация поведения, ценностные ориентации к здоровью и оздоровительным мероприятиям); методический уровень пропаганды – интенсивность пропагандистских и оздоровительных мероприятий. Для сбора и анализа необходимой информации специалисты СФЗОЖ применяют разнообразные методы: статистический, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, инструментальный, лабораторный, психологических тестов, машинного контроля знаний и др.

Для достижения целей активной профилактики нужны осознанные усилия каждого человека. В связи с этим одной из задач СФЗОЖ является обеспечение различных социальных и возрастно-половых групп населения необходимой информацией по вопросам здорового образа жизни. Это осуществляется через структуры формального и неформального образования: в системе учреждений здравоохранения (школы материнства, реконвалесцентов, беседы и советы на приеме в поликлинике, в стационаре, при посещении на дому, получении лекарственных назначений и санаторно-курортной карты, в процессе диспансеризации и патронажа, использование больничных радиоузлов, выпуск санитарных бюллетеней и т.д.); в системе общего и профессионального образования (дошкольные учреждения, школы, СПТУ, техникумы, высшие учебные заведения); в системе производственного обучения; в системе факультативных форм обучения (народные университеты, клубы по интересам, индивидуальная и групповая работа с диспансеризуемыми, лектории здоровья и др.); в системе массовых коммуникаций (телевидение, радио, кино, пресса, выставки и др.).

Значительная часть населения занимает пассивную позицию по отношению к своему здоровью. Это объясняется низким уровнем санитарной культуры, недостаточными знаниями закономерностей формирования и поддержания здоровья на оптимальном уровне, методов коррекции и самоконтроля.

Важнейшим методом решения задачи повышения уровня санитарной культуры населения является гигиеническое воспитание. Этот термин употребляется вместо термина «санитарное просвещение», который в течение длительного периода был ведущим.

Гигиеническое воспитание – комплексная образовательная и воспитательная деятельность, направленная на формирование сознательного и ответственного поведения человека в целях развития, сохранения и восстановления здоровья и трудоспособности. Оно формирует знания, взгляды, убеждения, мотивы и поведение человека в отношении здоровья и болезни, является составной частью как общего образования и воспитания, так и системы охраны здоровья. Гигиеническое воспитание дает положительные результаты, когда созданы объективные (материальные) предпосылки для реализации рекомендуемых медицинской наукой гигиенических норм и правил, когда выработана положительная мотивация человека на здоровье и стремление к укреплению здоровья становится своеобразной «модой».

Передача медико-гигиенической информации обеспечивается с помощью различных методов, форм и средств. Методы группируются по способам управления познавательной деятельностью, принятой в системе среднего и высшего образования: информационно-рецептивный (основан на предъявлении готовой информации и обеспечивает усвоение знаний на уровне восприятия и запоминания); репродуктивный (объяснение выводов медицинской науки, освещение различных вариантов решения проблемы; нацелен на воспроизведение реципиентами полученных знаний, формирование умений и навыков); проблемный (коммуникатор обсуждает с реципиентами различные варианты решения проблемы, как бы включает их в процесс «поисков истины» и тем самым подводит к выводу, основанному на усвоении глубоких процессов изучаемого явления; нацелен на творческий подход к выполнению норм и правил здорового образа жизни).

Формы группового воздействия применяются для дифференцированного гигиенического воспитания различных возрастно-половых и профессиональных групп населения, а также для практического обучения. Различают односторонние, или пассивные (доклад, сообщение, выступление и т.п.), и двусторонние, или активные (дискуссия, викторина), формы передачи информации.

Разнообразны по назначению и массовые формы гигиенического воспитания населения. Одни из них (радио– и телепередачи, публикации в прессе) используются прежде всего с целью формирования общественного мнения и ответственного отношения ведомств и руководителей разного ранга, семьи и индивидуума к здоровью и оздоровительным мероприятиям, широкого информирования общественности о состоянии среды обитания, здоровья народа и его отдельных групп. Другие (лекции, тематические вечера, демонстрации кинофильмов и изобразительных средств, театрализованные представления) предназначены для распространения и углубления общих универсальных знаний, разъяснения неясных или недостаточно глубоко усвоенных вопросов.

Различают также эпизодические и цикловые формы гигиенического воспитания. К последним относятся лектории, школы здоровья, кружки, кинодекадники и др. Наибольшую значимость в последние годы приобрели народные университеты медико-гигиенических знаний, предполагающие наличие постоянного состава слушателей (не менее 100 человек), педагогического коллектива, учебных планов и программ (объемом не менее 32 ч), учебной и материально-технической базы. Университеты предназначены для углубленного обучения населения основам здорового образа жизни, подготовки общественного санитарного актива. Они создаются и для медработников с целью повышения их квалификации. Наряду с теоретическим курсом в них проводятся практические занятия, демонстрируются кино– и видеофильмы. Руководящим органом этих университетов является общественный совет, избираемый общим собранием преподавателей.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы