Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам

В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. С 1986 года их число возросло в 3 раза и насчитывает не менее 900 тысяч. Ежегодно рождается более 30000 детей с аномалиями, 70 – 75% из них являются инвалидами.

В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), заболевания внутренних органов (до 20%), опорно-двигательной системы (9-10%), нарушение зрения (около 13%), слуха (около 4%).

Факторы, обусловливающие возникновение инвалидности у детей, – ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, и др.

Проблема «ребенок-инвалид» носит многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида – это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. С другой – сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов.

Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит расти и жить, и общество должно подходить к решению проблемы «инвалид – личность» с позиции не жалости к некоему явлению вне самого общества, а содружества, соучастия, содействия, сотворчества.

У детей-инвалидов должны быть равные возможности для получения образования, полноценного развития, для выражения себя (не только на законодательном, но и на практическом уровне) во всех областях деятельности (включая творчество), для выбора реализации собственных потенций.

Одна из основных задач социальных работников – оказание помощи детям инвалидам и их семьям. В РФ осуществляются мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, их социальной защите.

Определяя основные технологии при работе с детьми-инвалидами, надо учитывать основные приоритетные направления социального развития на этапах формирования личности.

Принято выделять три критических возраста, при которых происходит становление личности ребенка: 2 – 4 года, 5 – 6 лет, 12 – 15 лет. В эти периоды в ребенке как в личности закладываются ценностные ориентации, правила и нормы поведения. В зависимости от возраста ребенок-инвалид по-разному ощущает себя как личность. Неодинаково он чувствует себя и в зависимости от факторов риска инвалидности.

Различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности у ребенка: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), неонатальные (внутриутробные) и приобретенная патология, в связи с которыми необходима разработка целенаправленных подходов к ребенку-инвалиду в зависимости от особенностей причин инвалидности.

Сбор материала может осуществляться методами анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа медицинских документов.

Проанализировав собранный материал, можно представить общую характеристику инвалидности детей изучаемого региона и выявить специфику инвалидности возрастных групп в зависимости от факторов риска по следующим параметрам:

– ребенок как личность (его значимость, достоинства, уникальность);

– биологические, психологические и социальные изменения в процессе роста ребенка;

– потребность ребенка в зависимости от окружающих и потребность в автономии;

– роль окружающих в становлении ребенка;

– влияние на развитие ребенка экономического положения в семье;

– характеристика проявления различных форм насилия по отношению к ребенку-инвалиду (в семье, среди сверстников, отношение социального работника к ребенку-инвалиду с учетом двойственного отношения к девиантному поведению таких детей и др.).

Необходимо изучить, как сами дети смотрят на свою инвалидность и в какой степени они понимают свои возможности, свои права. Для выполнения этой задачи можно использовать интервьюирование самих детей или их родственников. Это поможет выявить индивидуальные формы становления, самообеспечения или адаптации детей в обществе в зависимости от социокультурного окружения.

Связующим звеном между конкретным ребенком-инвалидом и его семьей и субъектами семейной политики должен стать социальный работник, в функции которого входят оказание юридической, медицинской, психологической и других видов консультативной помощи, организация материальной поддержки, а также стимулирование семейных усилий для создания экономической независимости семьи.

Социальный работник должен обладать комплексом знаний по социальной медицине, валеологии, санологии, знать о формах и методах обучения, воспитания и оздоровления детей-инвалидов. Работая с детьми-инвалидами, ему следует руководствоваться нормативными актами, инструкциями и рекомендациями, касающимися льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности инвалидов.

Основными документами, определяющими комплекс мер социальной защиты инвалидов, являются: Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 года, «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (Указ Президента РФ от 2 октября 1992 года), «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (Указ Президента РФ от 2 октября 1993 года), «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» (Приказ Минздрава РФ № 117 от 4 июля 1991 года), программа «Дети России», федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов».

Дети-инвалиды и их семьи имеют ряд льгот, обеспечивающих их жизнедеятельность: по протезированию, жилищные, бытовые, по медицинскому обслуживанию и др.

Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям, в том числе с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании, обучении, его социально-трудовой адаптации относится к числу важнейших задач.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы