Право на жизнь

Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается как основание для запрещения абортов, а в отдельных странах (например, в Словакии) в конституциях есть норма об охране жизни еще до рождения человека.

Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. Правовое государство обязано поддерживать обороноспособность страны на случай любых посягательств, но строго регламентировать использование регулярной армии на своей территории и за рубежом, поскольку это ведет к гибели как мирного населения, так и личного состава. Однако подобного рода гарантий права на жизнь в Конституции РФ нет.

В мирных условиях гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства – это безоговорочно закрепляется Уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. Гарантиями права на жизнь служат системы: здравоохранения и, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Например, ст. 34 Федерального закона о пожарной безопасности от 21 декабря 1994 г. устанавливает: «Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара».

Особое значение имеет вопрос о смертной казни. При разработке Конституции ряд общественных и религиозных организаций настаивали на конституционном запрещении смертной казни, как это сделано в ряде стран. Религиозный подход основывается на недопустимости вмешательства людей в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. В полной мере эти общедемократические соображения не были восприняты, но перспектива отмены смертной казни в Конституции все же обозначена («впредь до ее отмены»). В то же время введено несколько гарантий против ее произвольного применения:

– смертная казнь должна устанавливаться только федеральным законом;

– смертная казнь должна рассматриваться как исключительная мера наказания, т. е. иметь альтернативу в виде лишения свободы на определенный срок с тем, чтобы суд всегда имел возможность выбора меры наказания;

– смертная казнь может применяться только за особо тяжкие преступления против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей);

– при угрозе применения смертной казни обвиняемый имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Эти гарантии отражают гуманный характер правосудия и призваны исключить опасность непоправимой судебной ошибки.

В связи со вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни, поскольку это прямо предусмотрено Протоколом № 6 от 28 апреля 1983 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Однако в условиях роста преступности все органы государственной власти пришли к выводу о невозможности немедленной отмены этой меры наказания и об осуществлении поэтапного сокращения ее применения. В Уголовном кодексе РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 г., составы преступления, предусматривающие смертную казнь, сокращены с 28 до 5 (умышленное убийство, террористический акт и др.). Смертная казнь по ряду составов преступления заменена пожизненным заключением. На исполнение приговоров о смертной казни был установлен мораторий.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы