Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков

Социология девиантного поведения детей, объединяющая биомедицинское, педагогическое, правовое и другие направления социальной работы, включает в себя и проблему медико-социального риска в подростковом периоде.

Нельзя не учитывать, что ежегодно около 500 тыс. детей остаются без одного из родителей, 16% детей рождаются вне зарегистрированного брака, около 100 тыс. воспитываются в государственных учреждениях, среди которых отказные дети, дети родителей, лишенных родительских прав, так называемые «социальные» сироты.

Увеличиваются хронические формы патологии у детей, возрастает детская инвалидность. В структуре причин отклонений в состоянии здоровья детей преобладают хронические заболевания: психической сферы, обмена веществ, костно-мышечной и мочеполовой системы, нарушение зрения и др.

Среди причин детской инвалидности ведущее место занимают болезни центральной и периферической нервной системы (свыше 50%).

Установлено, что 30 – 50% детей 6 лет не готовы к школе, а среди школьников у 30% выявляется близорукость, до 40% детей страдают нервно-психическими расстройствами. Неудивительно, что к причинам школьной неуспеваемости и как последствия девиантного поведения относят минимальную мозговую дисфункцию, синдром дефицита внимания гиперактивных детей, умственную отсталость, неврозы.

При определении технологий социального развития детей из социопатических семей следует учитывать наличие у них многочисленных болезней нервно-психической сферы, неврозов, различных проявлений энуреза. По данным Ю.Е.Вельтищева (1994), такие дети нуждаются не только в педагогических мерах коррекции воспитания, но и в лечебных мероприятиях. Среди медицинских проблем выделяются следующие: социальная депривация, инфальтилизм, психо-социальная депривация с низким ростом, синдром «избитого ребенка», минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания гиперактивных детей, «школьная» фобия, мюнгаузена синдром, психо-патология, неврозы, болезни нервной системы.

Психологические аспекты сохранения здоровья у детей и подростков приобретают особое значение при решении проблемы девиантного поведения (социальных действий, отклоняющихся от общепринятых социальных норм). Наличие многочисленных отклонений в психосоматическом статусе выдвигает необходимость совместных усилий социальных работников, врачей-педиатров, педагогов.

Социальное обеспечение и социальная работа с детьми с девиантным поведением базируется на необходимости предоставления им равных возможностей в самореализации и участия во всех сферах общественной жизни путем устранения ограничений и препятствий в процессе биологического, социального и духовного развития, продолжения учебы с выработкой активной жизненной позиции.

Приоритетное направление социального развития детей с девиантным поведением основывается на признании значимости, достоинства и уникальности каждого ребенка как личности. Задача социального работника – создание для осознания ребенком с девиантным поведением основного гуманистического принципа неповторимости и ценности жизни каждого человека и его в том числе, которые способствуют соблюдению нравственных норм поведения и самоутверждения, обеспечивая такой личности возможность самореализации свободного человека. Он не должен ограничивать его возможности только адаптацией к окружающим условиям, к среде обитания.

Становление ребенка не обеспечивается путем тенденциозного воспитания или его социализации, а возможно только с помощью естественного активного противопоставления внешним воздействиям, выработке условий и позиций для закрепления норм здорового образа жизни, своей автономии от пагубного влияния среды.

Для определения технологий социально-медицинского развития детей с девиантным поведением следует проанализировать и обобщить сведения о детях и подростках, находящихся под контролем социальных служб: дети с ограниченными возможностями, инвалиды с детства, дезадаптированные несовершеннолетние дети, безнадзорные несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, осиротевшие дети, дети группы риска (длительно, часто болеющие с хронической патологией) и др.

Необходимо также выявить специфику возрастных групп детей применительно к практической социальной работе. При этом важное значение приобретают знания социального работника о биологических, психологических и социальных изменениях, которые происходят в процессе роста ребенка и его взросления. Различают так называемые критические периоды, когда многие физиологические системы организма подвергаются значительным структурно-функциональным изменениям. Генетически детерминированные периоды развития характерны как для внутриутробного, так и постнатального развития ребенка.

В постнатальном периоде социальный работник особое внимание должен уделить детям в возрасте 2 – 4, 5 – 6 и 12 – 15 лет жизни.

В период 2 – 4 лет следует ожидать увеличения травматизма, связанного с повреждениями в быту, несчастными случаями и ростом общей заболеваемости.

В период 5 – 6 лет жизни у ребенка отмечается эмоциональное перенапряжение с возможными невротическими состояниями, что может привести к временному снижению нервно-психического развития.

Наиболее ответственным для становления ребенка как личности является период в 12 – 15 лет. В это время подростки стремятся к автономии от взрослых, наступает смена поведения, увеличивается частота психических реакций (вплоть до суицидов), появляется пристрастие к никотину, алкоголю, наркотикам, возможны гинекологические заболевания, ранняя беременность.

Раздвоенное состояние, когда ребенок чувствует себя взрослым, совершает поступки, выходящие за рамки адекватного детского поведения, не отвечая в полной мере за них, оставаясь в сущности своей ребенком, приводит к конфликтам с окружающими.

Находясь в постоянной зависимости от взрослых, ребенок в то же время испытывает потребность в автономии, и здесь важно определить роль окружающих в становлении ребенка. Следует учитывать характер отношений к ребенку и самого социального работника, выступающего по меньшей мере в роли старшего.

Участие взрослых в формировании ребенка выдвигает на первый план позитивный характер его взаимоотношений в семье, коллективе, школе. В связи с этим для социального работника важным является знание типов семей (семья с двумя родителями, с одним родителем, приемная семья, семья, образованная в результате усыновления и т.д.), экономического положения семьи, отсутствие заботы о здоровье членов семьи, возможного проявления различных форм насилия со стороны родителей и окружающих, распространения алкоголизма и наркомании среди близких.

Особого внимания заслуживают дети из малообеспеченных семей; дети безработных родителей; дети многодетных семей; дети, живущие с одним из родителей; дети разведенных родителей; дети родителей-инвалидов; дети-сироты, воспитываемые родственниками; дети социопатических семей; родителей-алкоголиков, наркоманов; приемные дети; дети мигрантов; бездомные; нежеланные дети в семье; дети с синдромом «забитого ребенка», дети-подростки, употребляющие алкоголь, наркотик или табак; дети, рожденные курящими матерями; дети, инфицированные ВИЧ; дети-подростки, стоящие на учете в органах милиции; дети, длительно не посещающие школу; дети, отстающие в обучении; дети с признаками психо-социальной депривации; дети с хроническими инвалидизирующими заболеваниями или дети-инвалиды.

При социально-медицинской работе с детьми с девиантным поведением необходимо определение фактической потребности в консультациях медицинских специалистов, социально-медицинских и вспомогательных услугах, характере традиционных методов оздоровления соответственно возрастным группам и выявленным факторам риска.

Социальный работник должен изучать пути понимания девиантности поведения самими детьми и конкретизировать возможности и права ребенка для формирования личности и становления его в обществе. Важно привлекать самих детей к реализации программ раннего самообнаружения, оценки и пресечения условий зарождения дефектов поведения, закрепляющих элементы девиантности поступков.

Необходим анализ подготовленности (знания,компетентность, духовные ценности) социальных работников, занимающихся работой с детьми с девиантным поведением. Как отмечено в результатах исследований, проведенных в ряде областей России, около половины опрошенных социальных работников указывают на нехватку знаний по ряду дисциплин, в частности медицине, валеологии и др.

Решение многих вопросов межотраслевого медицинского, психологического, социального характера выдвигает требования к соответствующей подготовке социальных работников.

Для работы с детьми с девиантным поведением нужно углубленное изучение медицинского направления социальной работы, что возможно только при социально-медицинской специализации.



Оглавление
Этико-правовые и социально-медицинские проблемы организации социальной работы.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Сущность и содержание социальной терапии
Основные формы и методы терапевтического воздействия
УМЕНИЯ И НАВЫКИ ДОВРАЧЕБНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая доврачебная неотложная помощь
Неотложная помощь при отдельных заболеваниях
Неотложная помощь в психиатрии
История и современное состояние социально-просветительской деятельности
Социально-просветительская деятельность в современной России
Стратегия Всемирной организации здравоохранения в вопросе охраны здоровья
Право на жизнь
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья гражданина
Права человека и девальвация общественного и личностного здоровья
Социально-медицинская этика как часть медицинской этики
Основные цели и задачи социально-медицинской этики
Формы и методы работы с инвалидами и пожилыми людьми
Социальные технологии оказания помощи детям-инвалидам
Медико-социальные аспекты девиантного поведения детей и подростков
Организация, формы и методы работы с беженцами и мигрантами
Проблемы социальной работы с бомж-лицами
Приложение 1
Статья 1. Охрана здоровья граждан
Статья 2. Основные принципы охраны здоровья граждан
Статья 3. Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 4. Задачи законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан
Статья 5. Компетенция Российской Федерации
Статья 8. Компетенция органов местного самоуправления
Статья 9. Полномочия высших органов государственной власти и управления Российской Федерации в области охраны здоровья граждан
Статья 11. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения
Статья 12. Государственная система здравоохранения
Статья 13. Муниципальная система здравоохранения
Статья 14. Частная система здравоохранения
Статья 17. Право граждан Российской Федерации на охрану здоровья
Статья 18. Право иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев на охрану здоровья
Статья 19. Право граждан на информацию о факторах, влияющих на здоровье
Статья 20. Право граждан на медико-социальную помощь
Статья 22. Права семьи
Статья 23. Права беременных женщин и матерей
Статья 24. Права несовершеннолетних
Статья 26. Права граждан пожилого возраста
Статья 27. Права инвалидов
Статья 28. Права граждан при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах
Статья 30. Права пациента
Статья 31. Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Статья 32. Согласие на медицинское вмешательство
Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства
Статья 34. Оказание медицинской помощи без согласия граждан
Статья 35. Искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона
Статья 36. Искусственное прерывание беременности
Статья 37. Медицинская стерилизация
Статья 38. Первичная медико-санитарная помощь
Статья 39. Скорая медицинская помощь
Статья 40. Специализированная медицинская помощь
Статья 41. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями
Статья 42. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих
Статья 44. Обеспечение населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами
Статья 45. Запрещение эвтаназии
Статья 46. Определение момента смерти человека
Статья 47. Изъятие органов и (или) тканей человека для трансплантации
Статья 48. Проведение патолого-анатомических вскрытий
Статья 49. Экспертиза временной нетрудоспособности
Статья 50. Медико-социальная экспертиза
Статья 51. Военно-врачебная экспертиза
Статья 52. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы
Статья 53. Независимая медицинская экспертиза
Статья 54. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью
Статья 56. Право на занятие частной медицинской практикой
Статья 57. Право на занятие народной медициной (целительством)
Статья 58. Лечащий врач
Статья 59. Семейный врач
Статья 60. Клятва врача
Статья 61. Врачебная тайна
Статья 63. Социальная и правовая защита медицинских и фармацевтических работников
Статья 66. Основания возмещения вреда, причиненного здоровью граждан
Статья 68. Ответственность медицинских и фармацевтических работников за нарушение прав граждан в области охраны здоровья
Приложение 2
Статья 1. Понятие “инвалид”, основания определения группы инвалидности
Статья 2. Понятие социальной защиты инвалидов
Статья 3. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов
Статья 4. Компетенция федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов
Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности
Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы
Статья 8. Государственная служба медико-социальной экспертизы
Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов
Статья 10. Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов
Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида
Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов
Статья 13. Медицинская помощь инвалидам
Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Статья 16. Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью
Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов
Статья 19. Образование инвалидов
Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов
Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов
Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов
Статья 23. Условия труда инвалидов
Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов
Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным
Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов
Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов
Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов
Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов
Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам
Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров
Приложение 3
II. Перечень видов медицинской помощи
III. Базовая программа обязательного медицинского страхования
IV. Медицинская помощь, предоставляемая населению за счет бюджетов всех уровней
V. Объемы медицинской помощи
VI. Подушевые нормативы финансирования здравоохранения
Все страницы